"Свадебка" и "Весна священная", Балет Москва, 16.12.12

"Свадебка" — вообще-то не балет, а произведение для хора; вместе с хореографией Режиса Обадиа достигается и множится эффект, который мне хочется связать вообще с музыкой Стравинского.  Фольклор здесь не просто "фольклорные мотивы", декоративные и нарочитые, а что-то глубинное, невообразимо древнее, и вместе с тем — абсолютно живое. Как подкорка, только в применении к культуре. И вместе с тем, балет Обадиа, и собственно музыка Стравинского — весьма изысканны, подкорка такого не родит; и в том, и в другом есть фольклор, только с другой кристаллической решеткой.

От "Свадебки" мне было чуть-чуть жутко, при всей красоте получившегося действа; только частично могу объяснить это собственными неврозами. Стравинский использовал в "Свадебке" древние, самые древние, какие мог найти, обрядовые песни; соединенные с современной хореографией, они порождают этот странный и тревожный эффект.

Про "Весну священную" моя подруга как-то сказала, что жалеет хореографов, которые за неё берутся: каково им состязаться с Нижинским! И вроде бы хочется с ней согласиться, но, по-моему, такие вещи никогда никому не мешают. "Весна священная" в своё время поразила меня в самое сердце, и поэтому каждую — новую или не новую постановку — я воспринимаю с острым интересом, как что-то очень близкое.
Прочтение Обадиа понравилось, вызвало внутреннее ощущение правильности — не знаю, как объяснить это точнее. Бережное, трепетное отношение к музыке, и та же невероятная смесь древнего, подкорочного, — с изысканным, как в модерне. Странным показался финал: я уже думала, что Избранницы не будет, но она появилась очень неожиданно, примерно на середине "Великой жертвы", когда уже музыкально родился и развился некий сюжет. До этого у кого-то из критиков я прочитала, что появление Избранной никак не подготовлено предыдущим действием — и правда.

Но это всё понятно: Обадиа прочитал так, другой бы прочитал эдак. Их может быть много, прочтений, и пусть все они будут.

Читать оригинальную запись

Читайте также: