"Маленькие трагедии", Сатирикон, 15.12.12

Совершенно другой спектакль — совсем не тот, что видела в первый раз. Изменилось что: вместо Байрона был Сотников, и сидели мы не в первых рядах, а в двадцать первых скорее. (Поэтому совет тем, кто не видел: если соберетесь, то садитесь поближе).
Тогда, в первый раз, меня поразил Один Байрон — и пением, и тем, что выдерживал дуэт с Райкиным на равных. Всех остальных Райкин уничтожал совершенно одним своим присутствием.
В субботу картина была иная. Сальери было как-то не очень заметно, и он не так сильно отличался от всех прочих персонажей — всех, кроме Соломона-Скупого рыцаря-Моцарта-Священника. Сальери был бойким, нагловато-попсовым, отсылающим также к эстраде (никогда не забуду пьяного Бой Джорджа — Байрона в сцене трактира), но при этом к чему-то примелькавшемуся, надоевшему ещё в прошлом десятилетии.

Верните Байрона!!

Что же касается Райкина и всех прочих исполнителей — почти всегда, почти со всеми получалось одно и то же. Как будто естественным, простым и красивым позволено быть только одному Райкину, все же остальные должны служить фоном, оттенять его дар. Не уверена, что задумка была именно такой, но контраст вопиющий.
И ведь у Райкина прекрасны даже те черты, которые так легко испортить, на которых так легко скатиться к пошлости: вот этот его жид Соломон, например — утрированный еврей, концентрированный, но ни разу не карикатура. У другого аншлаг бы получился с петросяном, а у Райкина поди ж ты — красиво. Или Скупой рыцарь. Когда его слышишь, приходит облегчение, почти физическое: ну слава Богу, наконец-то человеческая речь. Пауза, а потом: "А по какому праву?"

Читать оригинальную запись