История постановки "Гамлета" в Театре Ленинского комсомола в "Мартирологе" Андрея Тарковского

1973, 14 октября
Встречался с М. Захаровым, худ. руководителем театра на ул. Чехова. Он хочет, чтобы я ему что-нибудь поставил. Мне не понравилась его позиция. У [него] нет программы, нет идеи театра, нет перспектив. Он местечковый идеолог с фигами в кармане. Бог с ним совсем! Очень уж он мелкотравчатый.

1973, 2 декабря
Что касается М. Захарова и его театра, склоняюсь к шекспировскому «Юлию Цезарю». Надо только придумать решение массовых сцен — речь Антония перед народом и битва в финале. Очень важна фонограмма. Привлечь к этой затее Артемьева. Идея пикассовского отношения к материалу, связанному с италийской древностью. Деформация, наслоение хаоса, из которого в любом случае вырастает истинный штрих истинно античного.

1974, 25 января
Был на премьере Захарова в театре «Ленкома». Бодро, весело; в общем, не на уровне европейских театров, конечно. Все это провинциально и шумно. Балаган. С актерами у Марка катастрофически плохо. Особенно с дамами.

1975, 27 марта
Даже если бы в Александринке решили делать «Гамлета» с Солоницыным, вряд ли это следовало бы делать, после того как обнаружилось отношение к этой затее со стороны Горбачева — этого бандита. Это бы означало, что существует сила, которая пойдет на все ради нашего провала. В такой атмосфере работать немыслимо.

Был у М. Захарова. Он хочет, чтобы «Гамлет» был у него. Правда, деньги в этом театре очень маленькие: 1000 р. за постановку (с сентября по января 76-го) — по 200 р. в месяц.

1976, 27 мая
Я ставлю Гамлет вынужденно иначе, чем это делали и сделают англичане, — отбрасывая Шекспира-поэта. Любой перевод — тем более гениальных стихов — невозможен. В нашей постановке не будет Шекспира-поэта, как это ни прискорбно.

1976, 27 июня
Но какая-то в театр странная, невыразимая враждебность, и становится до тошноты непонятно, зачем Марк Захаров пригласить меня делать у него «Гамлета»? Чтобы я провалился?

1976, 24 июля
Родилась безумная идея создать театр. Мне одному не дадут. Говорил с Сурковым Е.Д. Он опытный, со связями, образованный. Но сволочь. Продаст? Продаст при случае. Надо начинать на новом месте. Например, получить театр им. Станиславского и добиться его реорганизации. Благо там почти нет заслуженных стариков. В отличие от театра им. Пушкина. Актеры?
Солоницын                    Чурикова — ?!
Глузский                         Терехова
Петренко                        Лебле
Кайдановский                Ахеджакова
Гринько ?                       Демидова
Лапиков                         Калмыкова
                                        Федосова

1976, 10 ноября
Толя притворился язвенником (опоздал из поездки на репетиции «Гамлета»), а сейчас уже перестал. Пьет многовато.

1977, 7 января
Премьера «Гамлета» откладывается на 28-ое (вместо 21-го) оттого, что Чурикова с Панфиловым уехали отдыхать. Меня даже не соизволила поставить в известность. Где? В какой стране? Когда? В каком театре? Какая актриса могла бы поступить таким образом? Это, конечно, влияние Глеба, и это Чурикову погубит. Это мое пророчество. И Бог его накажет. Какой злой, завистливый человек!
Нет, все-таки Гений и Злодейство несовместимы.

1977, 27 апреля
Все очень плохо в театре. Захаров, видимо, хочет заменить Солоницына и Терехову в «Гамлете». Я не хочу. Вплоть до снятия спектакля.
Театр не хочет пойти мне навстречу, назначив спектакли на субботу (на время съемок в Исфаре). Он ни шагу не хочет сделать мне навстречу.

1978, 7 апреля
«Гамлет» приказал долго жить. Захаров захотел ввести трех новых актеров вместо Чуриковой, Тереховой, Солоницына. Я предпочел снять спектакль.

Тарковский А.А. Мартиролог. Дневники. 1970-1986. М., Международный институт Андрея Тарковского, 2008.

Читать оригинальную запись

Читайте также: