Ее звали Гедда

Спектакль «Гедда Габлер» в постановке Камы Гинкаса сыграл Александринский театр в Москве в рамках фестиваля «Сезон Станиславского». Пьеса о страстной и непокорной героине уже во второй раз покоряется мастерству режиссера.

Характер у героини норвежца Генрика Ибсена отнюдь не нордический. Гедду Габлер равняют то с Медеей, то с фрекен Жюли. На отечественной сцене в постановке Гинкаса она более всего походит на Настасью Филипповну из романа Федора Достоевского. Хищница и раненый зверь, опухоль, поглощающая живой организм и вместе с ним умирающая. Она играет, расставляет манки и ловушки, но, заигравшись, попадает в них сама. Месть так и не разлюбленному возлюбленному Эйлерту Левборгу не от желания покарать, но досадить. Впрочем, Гедду величают  женским Гамлетом. Как Гамлет, она устраивает Левборгу спектакль-испытание, пройдя через которое он, по ее мысли, вернется сверхчеловеком, вспомнит в себе того, кого она не смогла забыть. Герой ожиданий не оправдывает и, по законам трагедии, гибнет. Как и Гедда, эту трагедию сочинившая.

Кажется, никогда эта пьеса не обретала столь мощную силу театральности. Гедда сочиняет, играет, управляет персонажами, лишь в финале осознавая, что она не автор даже собственной жизни.  Ее ошибка традиционно театральная – в распределении ролей. Человек из прошлого, подбитый не ветерком, но жизнью, Левборг приглашен на роль героя-любовника, «усердный собиратель» Тесман проходит отбор на роль мужа, а близкая знакомая обоих, златовласка Теа, «вся такая внезапная и  противоречивая», идеальна для роли соперницы.  В любовном треугольнике, заложенном в пьесе, Кама Гинкас поменял героев. В нем нет Гедды, величины иного порядка.

По итогам прошлого сезона, спектакль выдвинут на соискание Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в том числе в номинации «Лучшая работа художника». Сценография Сергея Бархина – холодный дом из пластика и мутного стекла, покрытый полупрозрачной пленкой, как коркой льда. Предметный ряд сцены  выстраивается в ряд логический: сухое дерево – печь – бюсты — цветы. Много цветов. Как на похоронах. Между ними и зажато действие: от конца одной жизни до финала другой. Дом, из которого не выветривается смерть, дом, скрытый от света портьерами, – таков особняк Гедды Тесман, в котором от дома Гедды Габлер только футляр с пистолетами. Если жизнь здесь и протекает, то только в аквариумах, помещенных на сцене.

«Мир подводный и надводный свой, не задумываясь, выплесну» — сны Гедды проецируются на пластмассовую стену, составляющую экран. Вещие сны.  В них и медузы, и муравьи, и пиявки, и тени, перемежающиеся с откровенными эротическими зарисовками. Вода с экрана наполняет сцену как аквариум. Аквариум без четвертой стены, а значит перехлест в зал неизбежен. Зрителей ждет полное погружение.

Гедда вылавливает рыбку из аквариума, наблюдает как бьется та, задыхаясь. Бьется и мечется сама Гедда, страдая от условий и условностей пола, света, миропорядка внутри и за пределами своего аквариума. В борьбе за то, чтобы остаться Геддой, ни Тесман, ни Габлер, ни Левборг, ничьей, —  она как, та рыба, оказывается обезвоженной изнутри.

Спектакль словно пронизан нервными окончаниями. По нервам, как по струнам скрипки играет Гедда (Мария Луговая). На скрипке выводит бетховенского «Сурка», пьеску о смешном и пошлом, преследующем ее всю жизнь. Этому яркому соло служат аккомпанементом гармоничные и равноправные партии  Юлии Марченко, Игоря Волкова, Александра Лушина.

Питающая отвращение к жизни, Гедда против воли носит в себе, в своих водах, новую жизнь, На экран проецируется человеческий эмбрион. Выстрел озвончается детским криком и изображение меркнет. Двум жизням хватило одной смерти.

Стихия спектакля – вода. Она и дает жизнь, и отнимает, топит, пускает ко дну. Вода в аквариумном мирке Гедды, кажется, успела зацвести, а жизнь расцвести не успела. Раз за разом, ударяясь о стекло, об искусственно установленный предел из норм, правил, обыкновений, она убеждается, что не может жить в замкнутом пространстве. Когда предел известен заранее (дочь, жена, мать) тесно жить, и Гедда выбирает неизвестность.

«Комсомольская правда» http://msk.kp.ru/daily/25975/2913406/

Читать оригинальную запись

Читайте также: