"Феи", МХТ им. Чехова, 18.09.2012

"- О господи! — вымолвил кто-то.
   Наконец бинты были сорваны.
   То, что предстало взорам присутствующих, превзошло все ожидания. Миссис
Холл, стоявшая с разинутым ртом, дико вскрикнула и побежала к дверям.  Все
вскочили с мест. Ждали ран, уродства,  видимого  глазом  ужаса,  а  тут  —
ничего. Бинты и парик полетели в распивочную, едва не задев стоявших  там.
Все кинулись прочь с крыльца, натыкаясь  друг  на  друга,  ибо  на  пороге
гостиной, выкрикивая бессвязные  объяснения,  стояла  фигура,  похожая  на
человека вплоть до воротника пальто, а выше  не  было  ничего.  Решительно
ничего!"

"Но боже мой, какая скука…"

Все чаще я думаю, что абсолютно во всем, а в особенности — в том, что принято называть искусством, — нужно искать и находить с благодарностью всё, что есть в нём прекрасного, даже если его там крохи, крупицы. В "Феях" прекрасное есть, и имеет смысл все же об этом рассказать.
На этот спектакль нужно идти, если вы любите в театре — артистов. Здесь молодые хорошие ребята, талантливые, и их прет от того, что они на сцене, это видно. Это и помогает отчасти сгладить очевидную слабость текста. Хороши сцены, где задействована молодость и резвость исполнителей, где они бесятся, брызгают водой, визжат.

Собственно, "Феи" представляют собой спектакль, где нет сюжета, и "умные" монологи чередуются с номерами без слов. Вот эти-то сцены, бессловесные, и хороши в первую очередь. Один монолог сменяется приступом водного буйства, другой — аллегорической картиной любви, шестой или седьмой — символически организованным обществом потребления, пятнадцатый-восемнадцатый — дискотекой в гей-клубе. Красивы мокрые волосы, мокрые одежды, летящие во все стороны брызги, молодые лица без грима; артисты выглядят так, как будто впервые из этой воды вышли, впервые в этом мире огляделись и впервые ужаснулись.

Вот только, боюсь, на этом все. В целом спектакль оставляет ощущение обмана, как вместо конфеты в красивом фантике — какая-то дрянь. "Умных" монологов в спектакле много, есть и совсем серьезные, есть и типа с самоиронией, но все они оставляют тягостное ощущение того, что ты принудительно и долгое уже время находишься в обществе Нормального человека, такого Нормального-Нормального, и как будто сидите вы в самолете на Новосибирск в соседних креслах, то есть ближайшие часы никуда от него не деться. 

Герои в своих монологах все ноют и ноют, и жалуются на свою заурядность и пустоту; и скуууучно им, и тооошно им, и все-то надоееело: и телевизор с рекламой, и покупать, и продавать, и Путин, и Зюганов. А чего хотят-то? А ничегооооо. Скучно. Оп, вскочили, побрызгались водой, чтобы зрители встряхнулись, быстро спели Ника Кейва в переводе Гопника, зрители поржали, окей, — и снова давай упиваться своей пустотой, и на неё же жаловаться.
И так полтора часа.

Общие места, все современные и своевременные мысли: немножко политики, немножко оппозиционности, немножко о потреблении; о смысле жизни — много воды; немножко о мире во всем мире, немножко о революции; все это соединили и пропустили через мясорубку, так что получилась безынформационная, бессмысленная каша: вроде не разбери поймешь чего, а вроде я всё это уже где-то слышала.

На сайте МХТ есть этому объяснение: пьеса, если можно её так назвать, дописывалась под конкретного актера, и спектакль во многом доработан именно в таком виде самими актерами. (http://www.mxat.ru/performance/new-stage/fairy/) Авторы назвали это "живой драматургией", мне же хочется подобрать к этому продукту другие слова.

Это как будто ты застрял в лифте с пьяным. Пьяные люди вообще склонны философствовать, даже когда нечем, и раскрывать направо и налево свой, простите, духовный мир. Часто без спросу. И так же склонны к перепадам настроения, И так же домогаются внимания окружающих. И у пьяного бреда есть часто своя драматургия, вне всякого сомнения, "живая". Вот только вопрос: зачем мне все это слушать?

Бульонный кубик, кофе растворимый из пакетика. Быстрый, не требующий приготовления суррогатный псевдоинтеллектуальный продукт. Бывает, конечно, и кофе из пакетика — благо. Дэвиду Линчу, кажется, приписывают слова, что, мол, лучше плохой кофе, чем никакого. Он дядька умный, не буду с ним спорить. Возможно, этот спектакль действительно приоткроет что-то новое тем людям, которые являются его целевой аудиторией.

Ладно, сезон-то открыла.

Читать оригинальную запись