"Дом — 1978" ("Год, когда я не родился", предпремьерный показ)

Год, когда "символический ребёнок", глазами которого мы видим проходящую без него жизнь, не родился, то есть по сути умер (как и в предыдущем богомоловском спектакле). Спектакль в жанре реалити-шоу, с трансляцией на огромный верхний экран того, что происходит в разных углах большой квартиры, включая санузел. Плюс ещё трансляция записей телеканалов — с праздничными Кобзоном и оркестром Юрия Силантьева и "душевных" советских передач. Всё-таки у Богомолова к совку любовь-ненависть (как и ко всему немецкому), а не только ненависть. Так опоэтизировать ту эпоху, используя ТАКИЕ приёмы — это надо постараться!

Лично я получила персональный плевок, откуда не ждала: песней "Вот и лето прошло" на стихи Тарковского, которую помню в исполнении Ротару (вот была привязчивая жуть!). Тут она выдержана в рамштайновском духе (сын сказал, что Ротару и Рамштайн там пополам). Но вообще странно: в тот год я была старшеклассницей, Богомолов значительно моложе, но ощущение эпохи совпадает до мелочей. И чувство горечи — такого же вкуса.

Кстати, вспомнила и пьесу Розова — смотрела, значит, в записи спектакль с Папановым, там однозначно побеждало бытовое. Неожиданно заметила и расхождение (если память не изменяет): здесь Искра говорит об аборте, когда соперница уже ушла (незаметно), говорит в зал, это принципиально — в том спектакле был нормальный разговор.

Нелюбимая мною актуальность, вопреки опасениям, в нос не шибала. О том, что в перестройку и после неё делали карьеру тогдашние молодые функционеры, мы и так знаем, а что напомнили — хорошо. Остальные ассоциации шли из глубины: художник победил общественника.

Спектакль с человеческими лицами, бальзам на душу после "События"! Особенная радость — Табаков, но и все остальные замечательные, включая юного Павла Табакова (сын?) — безусловное "верю!" Тут обыденная медлительность и не всегда слышимый бубнёж — "как в жизни" — очень к месту (ну и исполнение на высшем уровне, что важно). Кстати, поиграть дали всем, да ещё и спеть дали Дарье Мороз, то есть тенденция использовать актёров по полной всё-таки имеет место быть, это радует очень.

Как и в "Чайке", впечатление накапливается постепенно, количество переходит в качество. Моменты разрядки (провокационные) психологически необходимы. Как кульминация — явление Розы Хайруллиной со сногсшибательным монологом.

Смотрела спектакль с сыном. Ему Богомолов, кажется, ещё интереснее (на мой взгляд, по малолетству, на его — потому что я пост-структурализма не проходила). Впечатление и реакции совпали ещё больше, чем на "Лире". То есть однозначно надо идти снова.

Читать оригинальную запись