"Наташина мечта" Я.Пулинович в Театре на Таганке, реж. Юрий Ардашев

Таганка после Любимова, как подорванная, выпускает премьеры в промышленных количествах и любого сорта, добрались и до «новой драмы». На малой сцене Юрий Ардашев, ученик Любимова (не слишком известный для своих неюных лет режиссер) поставил Пулинович. Пьеса «Наташина мечта» настолько хорошо известна, что даже со скидками на таганские дела подвоха я никак не ожидал. Перед началом на сцене обнаружились три девушки вместо одной, но меня и это не смутило — в «Наташиной мечте» ЦДР народу намного больше, все внесценические персонажи налицо, и еще привозили постановку из Кирова или откуда, где тоже девушек было несколько. Только когда текст пьесы был полностью реализован и на место одной актрисы заступила другая, с другой пьесой той же Пулинович «Победила я», и еще на час с лишним — вот тут уж я запросил пардону, да поздно было. И особенно страшно стало, что раз девушек три, то и пьес, значит, тоже будет три… По счастью, оставшаяся исполнительнца лишь озвучила небольшое «любовное» письмо своей героини Диме Билану.

Теоретически такая режиссерская концепция имеет право на существование, из нее можно вычитать определенный общий замысел, позволяющий объединить несколько монологов в один спектакль: все Наташи, и детдомовка, возмечтавшая о журналисте Валере, и благополучная, загруженная внеклассными заданиями девочка, отобранная для ведения передачи на местном ТВ, ради мальчика готовая причинить зло своей менее удачливой соседке, и третья, деревенская краса-длинная коса (на сцену она выходит в веночке и с коромыслом, на концах которого тоже венки) — все исполнены светлых, вроде бы чувств, все влюблены и все крылаты, но их любовь в лучшем случае смехотворна, как у последней (которая извиняется перед Биланом, что еще немножко влюбилась в Никиту Малинина), а чаще всего и уродлива, и опасна для окружающих. И сценографическое решение претендует на некую метафору: в центре стоит швейная машинка (Наташа из «Мечты» учится шить на УПК), от нее идут нити, которые, словно нити судьбы, опутывают паутиной всю сцену. Ну нити — еще туда-сюда, и яблоко, которая Наташа номер 2 ест и бросает об стену, а вот когда в финале первые две девушки выходят к третьей с накладными крыльями за спиной и выпускают живого белого голубя — тут мне стало совсем не по себе. И ведь до этого момента надо еще два с лишним часа досидеть, я еле-еле выдержал, — анекдотично, что «Наташина мечта» на Таганке длится дольше, чем обе части «Фауста»!

При том что актрисы, особенно первая Наташа — неплохие, упрекнуть их можно только в том, что доверяя режиссеру, играют подробно, глубоко, с паузами, каких на Таганке не практиковали отродясь, в духе скорее «старого МХАТа», каким его по сей день представляют на Тверском бульваре у Дорониной, и в силу этой общей тяжеловесности постановки «Наташина мечта» превращается в нечто совково-розовское, хотя я даже не знаю, может, Пулинович и впрямь где-то продолжает линию Розова, который для своего времени считался автором достаточно жестким, а вовсе не сопливым.

Читать оригинальную запись

Читайте также: