"Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини, Астраханский театр оперы и балета, реж. Ольга Маликова

От постановки я, сказать по правде, ожидал чего-то худшего — но астраханский спектакль, не в пример агрессивно-уродливой «Любви к трем апельсинам» из Екатеринбурга, оказался всего лишь беспомощно-убогим в целом, а местами даже трогательным, особенно что касается сценического оформления: в глубине сцены — круглое «солнце» с лесенками по бокам, за ним возникают мрачные тени, внутри — окошки, из которых маячит многочисленная родня главной героини, а к финалу складываясь пополам, из солнечного диска получается несколько наивный, но занятный океанский лайнер. По сцене расставлены ширмы-веера — смехотворно-нелепые, а все-таки в чем-то милые. С японским антуражем, правда, не совсем хорошо выходит — все наряжены в кимоно, лица выбелены как в театре кабуки, «японские» костюмы, парики, походки — ну ей-богу, как-то несерьезно. Зато можно понять, почему Чио-чио-сан одета так же, как жена Пинкертона — очень ей хочется быть «американкой», отчего и возникает ее конфликт с соотечественниками. Жена — партия крошечная, а роль получилась объемная: чего только эта вульгарная бабенка в шляпке не успевает за недологе время своего визита — неудачно поиграть с сыном своего мужа, отсчитать деньги Сузуки, даже уколоться о меч, позднее использованный героиней для самоубийства. Сын, как и в постановке Боба Уилсона, вспоминать которую в связи с астраханской оперой неприлично, да уж ради такого совпадения простительно упомянуть, тоже не трехлетний, а большенький, но у Уилсона он просто тихо ходил кругами, очень стильно, как Уилсон один умеет, подсвеченный, отбрасывая острую ломкую тень — не то астраханский сыночек, он уже в кимоно и демонстрирует владение основами восточных единоборств. Про солистку Елену Разгуляеву в буклете сказано, что она великолепная и голос у нее прекрасный (эпитеты «великолепная» и «прекрасный» употреблены автором анонса в одном предложении), стать примадонны и вообще она могла бы украсить сцены столичные и мировые. Почему не украшает, если могла — не совсем понятно, тем более, она действительно пела довольно прилично, не в пример своему основному партнеру, Пинкертон едва открывал рот и пытался брать любую ноту, так хоть святых выноси. Но кроме всего прочего, в буклете сообщается, что астраханский оперный театр не отапливается, зрители в польтах сидят, а солисты в кимоно замерзают — и вот я думаю: стоит ли им так мучиться, да еще ради подобного результата, может, и ну ее тогда, оперу-то?

Читать оригинальную запись

Читайте также: