"Анна Каренина" в Театре им. Е.Вахтангова, реж. Анжелика Холина
Театр им. Евг.Вахтангова | Спектакль: Анна Каренина
Предвижу смешки: не успела отгреметь премьера «Бесов» Достоевского в «концертном исполнении», как «музычно-драматычный» театр имени Вахтангова представляет танцевальную версию «Анны Карениной» Толстого. На самом деле «Анну Каренину» танцуют чуть ли не повсеместно, в питерской Мариинке идет балет на музыку Щедрина в постановке Ратманского, у Эйфмана есть своя версия. Вахтанговский спектакль — не балет, конечно, а (как, впрочем, и эйфмановский, только Эйфман этого сам не понимает) драматическая постановка, где основным и практически единственым выразительным средством становится движение, а также мимика и жест. Саундтрек составлен в основном из фрагментов музыки Шнитке, под нее и любовь Анны с Вронским развивается, и светское общество само себя через гротескные ансамбли разоблачает, и Каренин свои экзерсисы с книжками проделывает при помощи мужского кордебалета — оттого до некоторой степени плоско выглядит эпизод во втором акте под урезанное «письмо Татьяны» Чайковского (поет Марина Пахарь из Стасика). Особенно ярко поставлены «скачки»: действие строится вокруг подобия гимнастического станка на колесиках, офицеры прыгают через него, ну и так далее по сюжету. Вообще ансамблевые кострукции поражают богатством режиссерско-хореографической фантазии: драматургической, мизансценической, пластической. Буквалистски-наглядно придуман момент «дележки» Сережи — его буквально тянут в разные стороны. Еще проще придраться к лирическим дуэтам.
Приятно, что роман не иллюстрируется тупо, и его основной мотив получает даже несколько неожиданное прочтение: Анна (Ольга Лернер) предстает героиней романтической — не в обыденном, а в терминологическом понимании «романтизма», то есть ее не столько к Вронскому тянет, сколько выталкивает из мрачной среды, где царит ее муж, да и погибает она в финале не под стук колес, а под топот каблуков светской черни и грохот стульев из гостиной (примерно как в песне Пугачевой сформулировано: «Но снова я ложусь под поезд людской молвы на исходе пути»). Евгений Князев развивает тему, начатую Германом и Арбениным, хотя и утверждает в интервью, то Каренин с Арбениным имеет мало общего — тут есть хорошая доля лукавства, а может и вполне искреннего заблуждения. Очень интересный, как обычно, Бичевин, пускай и на вторых ролях, вообще как же, однако, меняет внешность зализанный чубчик — это не одного только Бичевина касается, но и многих других. Но самый яркий персонаж спектакля, и может это тоже неожиданность — Вронский в исполнении Дмитрия Соломыкина. За один лишь год актер уже сыграл немало, но именно теперь наконец-то обратил на себя внимание всерьез.