"Король Лир. Пролог", центр современного искусства "ДАХ", Киев, реж. Владислав Троицкий

Поскольку для меня это было уже третье на дню театрально-концертное мероприятие, в ЦИМ я приполз с высунутым языком. Но в отличие от прошлогоднего (а коллектив Троицкого приезжает в Москву с некоторых пор регулярно) «Эдипа», который скорее разочаровал, на «Короле Лире» я как-то расслабился, может потому, что ни на что другое оказался уже не годен, и, в общем, получил удовольствие в кои-то веки. По крайней мере на первой части, которую я смотрел не с самого удобного места. Но она захватила меня сразу, сначала музыкой (в музыкальном плане «Пролог» великолепен, «вокально-инструментальный ансамбль» в костюмах сидит на подиуме сзади основной площадки), затем и действием: персонажи в мрачных, слоно посмертных, масках, обстановка то ли столовой, то ли заведения типа корчмы, танцы парные и массовые, справа — стол с кухонной утварью и предметами сервировки. Понятно, что это не спектакль (ни драматический и не музыкальный), но музыкально-пластический костюмированный перформанс, где главное выразительное средство — музыка и визуальный ряд, сценография, атрибутика, костюмы, маски, а также пластика. Искать параллели с шекспировским сюжетом я изначально не пытался, что, наверное, и спасло меня от недоумения. Я также предполагаю, что замени «Короля Лира» на «Макбета» — и никто не заметит, а трех женщин в белых платьях необязательно ведь ассоциировать с дочерьми Лира, в них можно увидеть и, скажем, ведьм. Затем неожиданно объявили антракт, он оказался длинным, так как требовалась значительная перестановка (сцену засыпали щебенкой или чем-то в этом роде, по авансцене разложили белые гипсовые головы), после него я пересел на освободившееся место в первом ряду, но вторая часть по стилю напоминала не то стилизованный ритуал, не то театр Но, такой же медленный и на мой вкус нудноватый. Те же персонажи в масках медленно двигались с бамбуковыми (кажется) палками, центральная фигура в шапке, которую при желании можно было рассматривать как заглавного героя, превращалась в «планшетную куклу», движения которой руководит с помощью опять-таки палок и веревок «кукловод». Не считая короткого «хоровода» все движения были выстроены по линейной геометрии — ну то есть опять-таки как в японском традиционом театре. Под конец гипсовые головы насадили на бамбуковые шесты. Смотрелось это, в любом случае, неплохо — особенно на фоне всего остального, что привозили за последнее время, а звучало просто замечательно.

Читать оригинальную запись

Читайте также: