Казах за кадром.

Метель. В.Сорокин. Т-р "У Никитских ворот". Реж. М.Розовский.

Признаться, не очень могу читать современных прозаиков — Пелевина, Сорокина, не говоря уже о разных Улицких-Иличёвских. "Опричник" Сорокина показался несколько прямолинейным и банальным, не продрался через его страницы. А вот "Метель" показалась достаточно интересной: метафоры и намёки не прямолинейные, да и всё. Главные средства — деформация времени и пространства, так что появляются карликовые лошади и гиганты-люди, а время становится загадочным. Получился этакий современный Набоков — конечно, несколько упрощённый и опрощённый. И если бы М.Розовский воспринял Сорокина как современного Набокова, он бы не украсил спектакль декламацией хрестоматийных стихов Блока. Хотя к этому мог подвигнуть эпиграф из Блока же — правда, не хрестоматийно-патриотического. Постановщики восприняли автора скорее как нечто вроде Лукьяненко, которому разбавление хорошей поэзией Блока не повредит.

Что касается времени — то его интерпретацию в повести можно воспринимать двояко. Первый вариант — действие происходит ближе к середине 21 века, на что указывает упоминание о том, что прадед одного главного героя жил при Сталине. Правда, к тому времени народ и страна деградировали и, несмотря на наличие ВАЗа, в основном пользовались лошадьми, вместо телевизора стали смотреть радио и т.п.

Второй вариант — смешались разные времена — и дореволюцинные уездных лекарей, и довоенные дач на Пахре, и современность.

Первый вариант представляется и более продуктивным, и более художественным, но постановщики предпочли второй, и упоминания о ВАЗе и прадеде — современник Сталина ушли.

Зато спектакль украшен танцами живота, КВНовскими хохмами "витаминдеров". Вместо охранника-казаха у витаминдеров появился охранник-хохмач хохол. По-настоящему острые сцены — любовная с Мельничихой, встреча с мертвым великаном — смягчены. В итоге получился уже дважды упрощённый Набоков (правда, болеющий душой за Родину).

Читать оригинальную запись

Читайте также: