Любовные истории, которые потрясли мир: Дама с собачкой

«ДАМА С СОБАЧКОЙ» А.П. Чехова
режиссёр Кама Гинкас, МТЮЗ
сценография Сергея Бархина
Премьера – ноябрь 2001

История двоих, которые жить не могут друг без друга. Опережая скептическую усмешку, Гинкас высмеял всё, что в ней есть смешного, нелепого, трогательного, двусмысленного. И теперь, испытанная, как огнём, беспощадной иронией, она снова может быть воспринята всерьёз.

Историю любви, развившейся из пошлого курортного романа, не предвещавшего его участникам никаких неожиданностей, тем более осложнений, у Гинкаса начинает группа отдыхающих в бесформенных полосатых купальниках. Будущие герои-любовники выдвигаются из этой массы, из ряда, из толпы. Поначалу оба они такие же, как все, ничем не примечательны, и бог весть что толкает тёртого ловеласа к провинциальной барышне с вульгарными манерами. (Хотя, строго говоря, чеховская Анна Сергеевна сколь угодно провинциальна, но не вульгарна; чего нет, того нет.) Затем герой Игоря Гордина, Дмитрий Гуров, с удивлением и ужасом открывает в себе сильное чувство, проживает его, даёт ему голос, зрение, слух. А героиня Юлии Свежаковой так и остаётся «дамой с собачкой». Пока отношения развивались в пределах курортного романа, грубость и вульгарность её Анны Сергеевны ещё как-то вязалась с холодностью пресыщенного Гурова, и находила адекватный отклик с его стороны. Но по мере того, как история принимала серьёзный, лирический оборот, тон актрисы чем дальше, тем сильнее диссонировал с тоном её великолепного партнёра.

Сегодня я не знаю второго такого артиста может быть, Евгений Миронов, который был бы способен так же подробно, слово за словом прожить такую откровенную, исповедальную роль, осложнённую, к тому же, ядовитой рефлексией, убийственной самоиронией, на корню подрезающей всяческий пафос. Нежнейший, тончайший артист с поистине мужским обаянием, с бархатным баритональным тембром голоса чистый секс. И я не понимаю, как можно, будучи его партнёршей, находясь так близко, не втянуться в игру, не ответить на неё. Он за двоих играет – только не мешай, только слушай и внимай тому, что от него исходит. Вот в Кроткой Ирины Керученко, где партнёршей Гордина была Елена Лямина, всё получилось.

Актёры Гинкаса играют с чеховским синтаксисом так, как играют с Пушкиным в спектаклях Анатолия Васильева: дробят предложения на слова и словосочетания, так что начало фразы с удивлением встречает её продолжение и ничего не знает о конце. От этого знакомый текст, разошедшийся на цитаты, обнаруживает новые смыслы.

В этом спектакле от великого до смешного один шаг. По замыслу Гинкаса актёры на протяжении всего действия должны балансировать на этой тонкой грани. И всё-таки главным в этой истории остаётся любовь, нечаянно, помимо воли проснувшаяся безмерная человеческая нежность. И весь юмор, гротеск, фарс, клоунада – всё ради того, в конечном счёте, чтобы просияла эта любовь. Когда-то Юлия Свежакова, тоненькая девочка, поражала мощным темпераментом трагической актрисы в «Грозе» Яновской, сегодня она едва-едва тянет характерные роли (в «Рассказах Шукшина» Херманиса) и совсем не тянет роли героинь. В «Даме с собачкой» её грубая, аляповатая, размашистая игра рвёт тонкое кружево гординской игры, крушит ажурную архитектуру спектакля почище мобильников, мешает партнёру и зрителю, режет спектакль пополам, сводя на нет целые сцены. То, чего удаётся избежать двум «человекам из массы» (Александр Тараньжин, Михаил Парыгин), двум фарсовым фигурам, отвечающим за снижение пафоса и поддержание умеренного эмоционального климата, вторгающимся своими цилиндрами и полосатыми купальниками в самые интимные моменты чеховско-гинкасовского повествования. В результате к концу спектакля мы наблюдаем в высшей степени странную пару – тонко чувствующего мужчину и грубоватую, пошлую дамочку, бьющуюся в истерике. Они же не слышат друг друга! Говорят на разных языках. Может быть, поэтому, гадаю я теперь, на протяжении всего спектакля из зала уходили люди – несмотря на потрясающую игру Гордина. Просто удивительно, как режиссёр класса Гинкаса мог допустить такое. Как ему самому не жаль своего спектакля?

Читать оригинальную запись

Читайте также: