Чайка в МХТ (реж. К.Богомолов)

Короче, сидим с В.П. такие (причем, случайно встретились — не договаривались:), молча смотрим, и в конце 1го акта (а он самый долгий) я ему вдруг шепчу: — А странно все-таки, что они пепел на пол стряхивают, да? Совсем пепельниц у них нет. В.П. *изучающе смотрит на меня* — Странно, что тебе странно только это..

Преамбула такая, что у меня есть 2 режиссера, которых я прямо-таки недолюбливаю сильно — это Эренбург и Богомолов. Но при этом, за их творческим путем я пристально слежу:) чтобы потом полноправно изрыгать хулу:)

Как у Богомолова в спектакле Нина в последнем акте ни с того ни с сего появляется с косой — так и за самим Богомоловым должен кто-то ходить с косой и отсекать все лишнее — перегруз идет смыслов:) у Нины — надлежит отсечь косу и кокаин (это too much, что называется:) А в целом — Нина мне понравилась. И проповедь ее экологически-сектантская «люди! львы! орлы!», «а вы, бледные огни!» — и так презрительно на всех посмотрела, одержимая:) И то, что она выведена порочной девочкой, завлекающей Тригорина — мысль не нова, но мне понравилось:)

Вообще, Богомолов с женщинами в этом спектакле круто обошелся. С Ниной в смысле, и тем более, с Аркадиной. Мощный финал, всю роль собрал — приговор всему материнству — впервые такой ход на сцене вижу. Это ей за «Представьте, еще не читала, все некогда» — получи! Это мне почему-то другой финал напомнила — тоже женский приговор — когда у Фоменко во французском Лесе — Аксюша в конце трансформировалась в будущую Гурмыжскую, потрясывая ключами. Это тебе за «чувство мне дома нужно» — получай!:)

Поскольку это был прогон, нет у меня информации что за текст звучал в начале — интересно. Настолько не разберу — что догадки вплоть от древней философии до современного текста экзистенциального. Не знаю. И Треплев мне понравился (смешно, что как и в сатириконе он — в рубашке в клеточку — типа все нервные сейчас предпочитают клеточку:) Свежо звучит текст (это при том, что у меня он в голове за 10 лет в заезженную пластинку превратился), а его слушать интересно. Неожиданные интонации. И как он пел — тоже понравилось — готично:)

В отличие от Тригорина. Такой шаблон на сцене — не нашел еще себя (почему-то). Хотя внешне, по-моему, вполне подходит (я отношусь к ценителям фактуры Хабенского:) и вроде — неплохой он актер, хоть и однообразно обычно используют его. А тут — у меня прямо в голове скрипело как он кондово говорил все. Прямо на спектакль не ходи — представь себе в голове — как Тригорин произносит монологи — так Хабенский так и произносит ожидаемо. Не знаю, что в него Богомолов вкладывал — я не считала ничего.

Еще этот спектакль интересен тем, что я не припомню вообще никакого другого, где бы меня так бесила музыка:) Выбешивала прямо. И я не «Ласковый май» имею ввиду (типа типичная дачная безобразная пьянка?). Меня особенно «Часовые любви» выбешивают — типа «их тема» зазвучала, беее. А потом еще и «Город золотой» для кучи. Богомолов решил все песни втюхать:)) И ДДТ.. А если он (Богомолов) — очень умный, и что-то там в эту музыку кодирует — меня это бесит, потому что я не считываю эти коды..

То, что дом в конце трясется — на фига трясется он?

В целом, антураж 60-х (ну главный опознавательный знак — даже не реквизит и декорация, а голос Гагарина) натолкнул меня на мысль, что, пожалуй, самый удавшийся из виденных мной спектаклей Богомолова — это Старший сын. Богомолов чувствует то время. Надо было ему всю Чайку в вампиловском духе выдержать:) и не устраивать разноголосицу.

Кстати про голос Гагарина — мне понравилось, что Медведенко все время сидит, упершись в телевизор — типа обыватель такой скучный:) *я бы сама хотела такую роль — сидеть на сцене, впершись в телек:)*

Кстати, у меня на этом спектакле случились неоправданные ожидания: когда началась долгая пантомима пьянки (круто кстати, и все так существуют натурально:) — разговор Маши и Тригорина — я подумала опустят, итак понятно про что там говорят. Но нет — была и пантомима долгая — и текст потом целиком пошел — мне кажется, при том, что остальной текст целиком берется — можно было б тут и сократить — для эффекта.

Маша (Яна Сексте) — крутая роль, только в начале мутная какая-то сцена с Медведенко. А еще Богомолов любит такой ход как дрязги симультанные — все на нервах, а кто чего орет — не разберешь. И в финале мне понравилось, как она молча скатерть комкает.

Сосновского(Сорина) зря заставили в финале скрупулезно воспроизводить последствия инсульта — из-за этого хороший монолог пропал «ле ом ке а вулю». А в целом — ничего так, бодренько, и все курит-курит:)) Назло прямо -«Петру Николаевичу следовало бы бросить курить»:)) Смешно, что и все остальные — курят не менее отчаянно. Я только фильмы какие-то европейские 60х-70х вспоминаю, где бы курили так концентрированно:) Сдается мне, Богомолов протестует против надвигающихся репрессий против курильщиков:) Просто все это на фоне сгоревших театров и ужесточившихся запретов на курение внутри зданий — смотрится очень весело. Хотя конечно у них особый пол там выстлан, в МХТ-то еще и не такое себе позволить могут:)

Сам Табаков — органичен как ребенок или кошка. Не отнимешь у него. Скупо все и метко. Меткими штришками так — полувзгляды, полужесты, и готова роль.

Позабавило меня и то, что на спектакль пришли актеры из Сатирикона, причем в полном составе так пришли. Сдается мне, их продолжает беспокоить их бесчинства, но я думаю, что бесчинства в МХТ их успокоили. Чайку по-другому сейчас не ставят, постпостчайки такие ставят.

И чего это сейчас все чаек ставят? Что-то в атмосфере? Это нуждается в анализе.

Ну все, я dixi et anima levavi:) и на Чайку в Сатирикон пойду 2й раз схожу — присмотрюсь к деталям:)

Читать оригинальную запись

Читайте также: