«Наташина мечта» Я.Пулинович в Центре им Вс. Мейерхольда

Если версия ЦДР получилась многофигурной, с большим количеством внешних эффектов, с максимальным освоением нестандартного пространства, то в ЦИМе никаких эффектов не предполагается вообще: моноспектакль играется в черной комнате без всякого дополнительного сценического оформления, если не считать того, что сама героиня рисует мелом на стене — а сначала она прочерчивает горизонтальную линию, и потом обозначает прямыми палочками подобие человеческих фигур, и наконец, обводит контур собственной ладони. Актрису Елену Горину, говорят, уволили из театра «Шалом» за то, что согласилась участвовать в «Калигуле» Някрошюса, если правда — то девушке крупно и вовремя повезло. Но у Някрошюса ей досталась роль бессловесного призрака Друзиллы, а в «Наташиной мечте» у нее — монолог более чем на час, хотя и построенный на долгих паузах и развернутых пластических ремарках.

Мне и раньше казалось принципиально важным, что в «Наташиной мечте» героиня — не ангелоподобная жертва несправедливого мира взрослых, что она жертвой не хочет быть, а потому превращается в агрессора, и любовь к взрослому парню служит лишь катализатором, все предпосылки для этого имеются изначально. Но в спектакле Жено (других постановок я не видел) этот мотив оказался заболтан, а в цимовском варианте выходит на первый план. В ожидании начала действия (а рассказ героини — это ее монолог на суде) актриса сидит, зажавшись в углу, и постепенно, следуя своей мечте о большой любви и красивой свадьбе, из забитого зверька превращается в агрессивного зверя, что недвусмысленно подчеркнуто пластическим решением роли — она, как дикая или бешеная кошка, становится на четвереньки и в любой момент, кажется, готова к прыжку. Можно сколько говорить, что девочка не виновата, что у нее трудная жизнь, маму-проститутку убил сутенер, которого и самого вскоре убили, а в детдоме иначе не выжить — все это, вероятно, справедливо, но спектакль тем не менее получился не плаксивым, жестким и честным как минимум по отношению к пьесе.

Читать оригинальную запись

Читайте также: