«Алиса в Зазеркалье» Л.Кэролла в Мастерской Фоменко, реж. Иван Поповски

За полгода слышал столько восторженных отзвывов от самых разных людей, что решил больше не откладывать и посмотреть — и не увидел ничего такого, что могло бы лично меня привести в восторг. Костюмированный детсадовский утренник на три часа с антрактом. Безусловно, детсад элитный, богатый, и для особо одаренных детей. Костюмы забавные (шляпы-лепестки говорящих цветов, ящик-яйцо Шалтая-Болтая, полосатая «униформа» Труляля и Траляля), артисты перворазрядные, световые эффекты по последнему слову техники, отдельные режиссерские находки вроде превращения шкафа в лодку просто чудесны — но все это не спасает в целом ни от пустоты, ни от скуки.

Мне в спектакле Поповски не хватило не просто интеллектуального наполнения — я не почувствовал развития мысли, а отсутствие движения для такой крупноформатной постановки смертельно. «Алиса» же — дивертисмент, набор самодостаточных, нередко затейливых и красиво оформленных, но зачаствую и весьма затянутых эпизодов, не связанных не только драматургически, и, в общем-то, формально тоже — жанр «волшебного путешествия» не соблюден, поскольку каждая сцена замкнута на себе. Ощущение дивертисмента усиливают так любимые в Мастерской Фоменко и Иваном Поповски в частности песенки — вставные номера внутри вставных номеров. Причем и песенки сами по себе далеко не всегда музыкально выразительны, мне особенно обидно за «заболтанные» в спектакле до невнятицы стишки про старичка на заборе, которые лично я считаю своего рода поэтическим ключом к кэролловской метафизике:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/972528.html

Даже если оставить в стороне возможные толкования текста сказки Кэролла и сосредоточиться просто на волшебной истории — история должна двигаться, но в спектакле Поповски нет движения, он, несмотря на суету, в том числе беготню по залу Алисы в поисках кошки и Белого кролика с Болванщиком, заскочившим на огонек в Зазеркалье из Страны Чудес (но, кстати, в силу аморфной структуры действа они не кажутся здесь инородными персонажами, да тут и Винни Пух с Карлсоном пришлись бы ко двору — то-то радость детворе), несмотря на массу всяких придумок и фишек внутри отдельных эпизодов, статичен, в нем нет сквозного действия, которое было даже в куда менее эстетском и уж точно не столь бюджетном спектакле американской студии Школы-студии МХАТ «Алиса против Страны Чудес»:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1727119.html?nc=5

А вообще это был «сезон Алисы» — помимо незадавшегося бертоновского киноблокбастера, на московских сценах появилось или вдобавок к давнему «Предпоследнему концерту Алисы» Погребничко сразу несколько фантазий на темы Кэролла, в том числе потрясающий «Wonderland-80» Богомолова, а некоторые, совсем в кэролловском духе, так и не появилиось. к примеру, театральный проект Елены Мазох. И как ни печально, «Алиса в Зазеркалье» для меня — наименее интересный по результату подход к Кэроллу. У Поповски один эпизод сменяет другой, исполнители-стажеры переодеваются, чудесная Вера Строкова то и дело сбивается на кутеповско-тюнинские интонации, которые ей совсем не идут. Персонажи Кэролла в версии Поповски не «живут в обратную сторону» — они просто «не живут», они напялили костюмы и дурачатся в свое удовольствие (с боем рыцарей совсем нехорошо получилось — изображать коней «дедовским» способом сегодня просто неприлично). Богатство режиссерской фантазии и изящество исполнения, а также технические навороты (вполне обычные по сегодняшним понятиям, если уж на то пошло) не искупают лобового решения инсценировки. Поповски снял с Кэролла самый поверхностный сюжетный слой, но и с ним не придумал, что делать, а просто «развязал» каждый из составляющих его «узлов» с максимальным эффектом — но этого мало, кому как, а по мне так это совсем ничто.

Правда, буквально на следующее утро я посмотрел «Алису» в Театре Стаса Намина — так в сравнении с ней спектакль Поповски — интеллектуальный шедевр безупречного вкуса.

Читать оригинальную запись