"ДУЭЛЬ”, А.Яковлев, МХТ, 2010г. (8)

«ДУЭЛЬ”, А.Яковлев, МХТ, 2010г. (8)

Первое действие (5 баллов из 10). Экспозиция.

Разыграно без особых затей (режиссерских, актерских) скучновато, но добротно. Режиссер умер в актерах, актеры подобраны точно по типажам – щуплый неврастеник Лаевский-Усов (вспомним Даля в фильме «Плохой хороший человек»), крепкий, самоуверенный фон Корен-Миллер (вспомним Высоцкого). В полном соответствии с названием пара «дуэлянтов» антагонистов в центре, а вокруг «секунданты», разнообразный, но необязательный фон. Выделяется органикой и фактурностью Назаров в роли Самойленко (вспомним Папанова) и Васильева в роли добропорядочной Марьи Константиновны. Остальные – совсем мелочь: длинноволосый дьячок все время хихикает, офицер (Кавказ, жара а он почему-то в шинели и застегнут на все пуговицы), женщина Лаевского (неинтересная и ему и зрителям), местные жители (для колорита).

Действие катится ровно, без неожиданностей.

Второе действие (8 баллов из 10). Кульминация и развязка.

Сюжетная пружина сжимается, напряжение нарастает и исполнители главных ролей разыгрываются по-настоящему. Однако спектакль делает даже не Усов и не Миллер. Совершено неожиданно на первый план выходит непритязательный дьячок (Трошин). По первому действию ну никак нельзя было ожидать от него. Что он может сказать? Что он может сделать?

Однако и говорит — говорит самые важные самые чеховские слова и становится лицом от автора.

И делает — срывает трагическую развязку дуэли, и тем самым совершает перелом в действии, в судьбах героев и в спектакле.

Финал поставлен и сыгран замечательно. Конфликт разрешается всеобщим примирением, трогательным прощанием, умиротворением. Неглубокая купальня посередине сцены превращается в морской причал, убирают трап, лодка уходит в шторм, звонит колокол (то ли с колокольни в порту, то ли отбивают склянки на корабле).

Читать оригинальную запись

Читайте также: