«Абсент», Театр музыки и поэзии п/р Е.Камбуровой, реж. Иван Поповски

Свои поэтические спектакли Поповски называет концертами, а «Абсент» — «концертом-галлюцинацией». Но если «Грезы» — в большей степени спектакль, то «Абсент» — действительно скорее концерт, хотя и здесь есть свой концепция, своя драматургия: на балконичке за занавесочкой играет оркестр, а четыре певицы, задремавшие за столиками кафе (под воздействием абсента, видимо) сначала по очереди, а потом одновременно «пробуждаясь», исполняют не самые хрестоматийные образчики французского шансона, не пытаясь при этом наметить какие-то микросюжеты, скорее, обозначают некое эмоциональное состояние. Мне-то, конечно, интересно было бы поконкретнее понимать, какое, но Поповски в этой своей работе сознательно, концептуально уходит от рационального начала, не дает перевода текстов песен (еще одно принципиальное отличие от «Грез»), и даже, не без юмора, но все-таки довольно настойчиво рекомендует даже тем, кто знает французский, забыть его на время представления. Галлюцинации визуализуются на сцене с помощью технологически нехитрых «чудес из бабушкиного сундука»: под черными платьями певиц обнаруживаются ярко-красные, девушки вступают в весьма замысловатые в плане организации пространства взаимоотношения со столиками, на которых возлежали в начале, а зеленые светящиеся палочки в темноте отстукивают ритм «Болеро» Равеля — помимо шансона в спектакле используются в характерной для ансамбля Олега Синкина обработке сочинения Дебюсси, Форе и некоторых других композиторов, а также звучащие поверх музыки фрагменты «Пьяного корабля» Рембо и «Песни без слов» Верлена. Другое дело, что именно музыкальная сторона действа, так важная постольку, поскольку это все же прежде всего «концерт», несколько потерялась при переносе из камерного зала «родной» сцены театра на большую площадку Мастерской Фоменко, что не так заметно было в «Грезах» (которые я тоже смотрел в Мастерской), а здесь просто бросалось в глаза, ну то есть в уши.

Читать оригинальную запись