«Прекрасность жизни» Е.Попова в Театре им. А.Пушкина, реж. М.Брусникина
Театр им. А.С.Пушкина | Спектакль: Прекрасность жизни
В шумном зале ресторана, оформленном в стиле сталинского ампира (очень похоже на нынешний «Яр» в гостинице «Советская») разыгрываются под песни ВИА 70-х рассказики Евгения Попова, монологи белогорячечных, истории беременных деревенских девушек, которые благодаря строгости папаши жениха все-таки находят свое семейное счастье, и прочие радости развитого социализма в компактной упаковке театрального дивертисмента. По жанру все это, как обозначено в програмке — «совковый винтаж». Брусникина очень хорошо умеет конструировать из прозаических и поэтических фрагментов полноценные спектакли — но обычно работает в формате малой сцены, а на большую если выходит, то с «настоящими» пьесами — и всегда проваливается. Здесь она расширила пространство в более привычном для себя амплуа — но все равно вышло не то, приемы, успешные на камерных сценах, тут кажутся чересчур искусственными, если говорить о формальной стороне дела. А если о содержательной — то, видимо, не вина персонально Брусникиной, что вместо сатиры неизменно получается ностальгия, вместо чернухи — светлуха. Развеселые песенки звучат не по контрасту с происходящим безумием и блядством — они очень удачно к нему подходят и, получается, оправдывают его. В качестве рассказчика одной из новелл появляется Дед Мороз (действие происходит на новый год), и ирония формулы «прекрасность жизни» размывается, как если бы та жизнь, и эта жизнь в самом деле были бы прекрасны. Ну и напоследок — хором «Мы желаем счастья вам».
Я посмотрел только второе действие: вообще собирался на следующий день на утренний прогон, но после премьеры в ТЮЗе успевал как раз к антракту в театр Пушкина и решил, что посмотрю вторую часть сразу, а первую, если пойму, что стоит увидеть все целиком — завтра или потом. Но на следующее утро уже, конечно, не пошел. Может, посмотрю при случае. Хотя скорее всего — не в этой жизни.