«Монте-Кристо» Р.Игнатьева-Ю.Кима в Театре Оперетты, реж. Алина Чевик

Как странно иногда получается: музыка молодого композитора, почти дебютанта, Романа Игнатьева, может, и не выдающаяся, но очень достойная, на хорошем европейском уровне (а «Монте-Кристо» сделан в европейской традиции), тогда как либретто имеющего статус мэтра Юлия Кима — откровенная халтура. Причем не только стихи — хотя если штампы в адаптированных текстах хоть как-то извинительны тем, что авторы вынуждены укладываться в заданный им ритм, то «Монте-Кристо» — сочинение оригинальное и никаких скидок поэту, рифмующему «любовь», «вновь» и «кровь», не предполагает. Но и разговорные диалоги — очень плоские, до тупости. И композиция недодуманная — действие начинается с бала у Монте-Кристо, и естественно было бы, чтобы сюжет строился как своего рода «следственный эксперимент», а предыстория постпенно раскрывалась через «флэшбэки», но после бальной интродукции начинается рассказ с самого начала, с любви Эдмона и Мерседес, плавания с заходом на остров Святой Елены и далее по тексту, разумеется, с необходимыми сокращениями числа персонажей и сюжетных линий. Если так — почему было не начать «от печки», следуя за хронологией романа? Мало того — в роли «рассказчика» выступает почему-то Бертуччо.

Сценография Вячеслава Окунева при этом — необыкновенно удачная: стены роскошного бального зала легко превращаются, повернувшись в профильм, в паруса корабля, а развернувшись, в камеры замка Иф. Глеба Фильштинского ставить свет тоже пригласили не зря, но тут он отличился как никогда — световая партитура спектакля безупречна. В сочетании с неплохой музыкой это несомненный успех, который, помимо либретто, способны подмочить только исполнители. Состав очень неровный. Есть удачные роли, особенно среди персонажей второго плана: Бенедетто-Андрей Александрин, Эрмина Данглар-Лика Рулла, Альбер-Александр Постоленко. Я не смог, к сожалению, опознать, кто именно из исполнительниц — Карине Асирян или Диана Савельева — пел Гайде, но это было просто здорово. С главными ролями дело обстоит не так гладко, особенно с Мерседес — может, Анастасия Макеева будет хороша, но Валерия Ланская пока тянет партию с трудом. Правда, как показывает практика, артисты со временем набирают очки и вокал становится лучше. У стишков Кима таких перспектив точно нет. Зато мне по-настоящему понравилось, как решен финал: не знаю, принадлежала ли идея либреттисту или композитору, но мне всегда казалось неубедительным, что герой, жизнь и состояние положивший на разборку с собственным прошлым, совершив отмщение, так легко начинает новую жизнь с новой женщиной, сколь бы молодой и прекрасной она ни была. (Может, потому, что сначала я прочитал очерк о реальных прототипах, после которого двухтомный роман Дюма вообще показался мне скучным и жутко многословным).Спектакль заканчивается прощальным дуэтом Эдмона и Мерседес: их любовь все еще жива, но будущего у нее нет, только прошлое. Это трогательно — и в то же время очень логично.

Читать оригинальную запись