И снова о «Служанках»

Полезно бывает иногда через некоторое время возвращаться вновь к когда-то просмотренным спектаклям…
Вот и вчера у меня случилось такое.
Совершенно спонтанно я вчера выбралась на Виктюковских «Служанок». Ване Никульче за приглашение — большое человеческое спасибо — ибо без него не собралась бы пойти, и потеряла бы здоровенный кусок эмоций, красоты и приятной неожиданности.
Спектакль окреп, они его наиграли…
Атмосфера появилась…
Многие моменты реально так «пробили»…до страха…до того, что колотило просто…
Все-таки, гениальный это спектакль. Без оговорок — ГЕНИАЛЬНЫЙ!
Уже за одно то, что Роман Григорьевич создал это чудо, ему можно простить все, что он творит сейчас (спектакли типа «8 женщин» и пр.).
Год назад я написала на восстановленных «Служанок» рецензию, где очень активно негодовала по поводу того, что Виктюк увлекся красивой оболочкой и упустил главное — отраву, мрак…
Не скажу, что сейчас это по атмосфере сравнимо с первыми «Служанками», но, надо отдать должное, спектакль сильно прибавил!
И насчет Месье я негодовала — ибо не Месье это был, а нарцисс самовлюбленный, красовавшийся перед зеркалами на сцене (ужас-ужас-ужас! «Спасибо» Виктюку(((.
Но оказалось, что актер видит эту роль иначе, нежели режиссер — и это замечательно! Ваня реально порадовал — «ушел» из него нарцисс совершенно. И теперь это и впрямь Месье. Такой….молчаливый «хозяин положения». «Весь в себе»…
Порадовал.
И рад был об этом услышать — ибо помнит, оказывается, он мою ругательную статью до сих пор. Наизусть цитирует)))
Моя валяццо!

В общем, рада, что сходила.
Очень.
И еще теперь пойду.

«Служанки» когда-то перевернули мою жизнь….решив вопрос о моих театральных пристрастиях раз и навсегда.
Мистический это, все-таки, спектакль…да.

Это отдельное Чудо….одно из тех Чудес, которые — уникальны и единичны.
Это отдельный Театр.
Отдельный особенный стиль.
Особая — никем более в такой концентрации не повторенная — пряная, терпкая атмосфера…
Предельная, ослепительная концентрация красоты.

Меня поражает многоплановость всегда…многослойность вот эта — то, что я ОБОЖАЮ в театре — НАРОЧИТАЯ, открыто ДЕКЛАРИРУЕМАЯ театральность. Глупо требовать от «Служанок» психологизЬма)) Потому что тут Театр — в….третьей степени.
Вот актеры приходят в балетный класс и разыгрывают спектакль — в конце все это разрушается и обнажается театральность действа.
Помимо этого — на сцене в качестве «зрителей» этого театра сидят манекены.
И, в свою очередь, МЫ — зрители в зале — наблюдаем уже это все ВМЕСТЕ.
Трехкратное отстранение.

Сумасшедший текст абсурдиста Жене…
Гримы — практически от театра Кабуки…
Очень точно об этом говорит Асаф Фараджев — автор звукового оформления спектакля (которое, кстати, изумительное…): [i]»Медитативно-мистическая природа сценического действия. Зритель, даже не понимая буквально содержания пьесы, теряя нить интриги, помимо воли, следуя тайным неосознанным желаниям, погружался в это действо, был заворожён им.»[/i]
Ведь спектакль не о том, как две служанки пытаются «замочить» хозяйку…
Прочитывать эту пьесу и этот спектакль по-бытовому…верх театральной безграмотности…
Это Р И Т У А Л.
В котором, независимо от нашего желания, принимаем участие и мы…те, кто в зале.

PPS: Фуфе не понравилось…но, как мы с ней уже решили, — не ее это театр вообще.
Не любит она символистский театр, ага, хоть ты тресни)))
Нннну…у нас с ней и без этого много общего и любимого)))

Читать оригинальную запись