«El Mundo de Гойя» («Мир Гойи»), Театр им. Глинки (Челябинск)

Посмотрел еще раз записи балета.
И хочу немного высказаться…
Прежде всего, недостаток сценического действия во многих сценах. Такое ощущение, Константин Уральский в некоторых местах был настолько поражен силой музыки, что нашел ее (музыку) самодостаточной и не посмел «разбавить» хореографией.
НО!!! Хочется отметить следующее: балет производит целостное впечатление, имеет прекрасную режиссуру и массу хореографических находок. Возможно, не хватает некоторой законченности в движении. Тут требуется серьезная доработка, но, насколько я себе представляю «закулисье», это вопросы ни к Уральскому, а к балетмейстерам театра, это надо «чистить» на репетициях.
Все это пока эмоции. Хотелось бы добавить конструктивной критики.
Во-первых, стоит отметить музыку Валерии Бесединой. Я давний поклонник ее творчества и в очередной раз поражен силой и многообразием музыкального текста. Во истину от классики до рока. И все к месту, не единой лишней ноты! Стоит отдельно поблагодарить оркестр и дирижера Антона Гришанина. Исполнение на высоте. Я лично не ожидал, что в Челябинске такой сильный оркестр, на зависть многим столичным театрам!!!
Во вторых, абсолютно не отвлекающая от действия сценография. То, что опускается — не мешает, то что прыгает — вообще не заметно (можно было бы обойтись без батутов)…
В третьих, на кого стоило бы обрушить побольше критики, так это на художника по свету. Просто — темно! Балет — он же и для глаз тоже предназначен!
В четвертых, и, мне кажется, это самое главное — подробно остановлюсь на хореографии, режиссуре и иже с ними. То есть, конкретно на работе Константина Уральского.
Очень затянутый пролог. Некоторое вползание в действие. Действительно, неискушенный зритель может заснуть на первых сценах. Правда, потом его обязательно разбудит сцена ведьм и далее уснуть уже не удастся. Оговорюсь! Я высказываю свое мнение и даже среди моих близких друзей очень многие не согласятся с ним.
Начиная с ведьм балет держит зрителя в постоянном напряжении и развитие действия идет по очень скоростной и захватывающей линии. Оторваться трудно, даже невозможно. И так вплоть до сцены инквизиции. Здесь, пусть не обижается очень мною уважаемый Константин Уральский, в этой сцене он как то не разобрался, а что собственно главное в этом спектакле опера или балет. Вся сцена инквизиции может быть записана в актив Константину Уральскому, но не как балетмейстеру, а как оперному режиссеру. Возможно, это такой режиссерский ход… Не знаю… Мне кажется, что хор (прекрасный, великолепный по составу и исполнительскому мастерству!) можно было бы отодвинуть в стороны и как то «разбавить» балетом?!
Сразу за сценой инквизиции еще один минус — сцена Чико… Мне думается этот великолепный номер был бы уместен в первом акте. А так он лишь разбавляет напряженность финала.
Еще раз хочу сказать, что в целом балет состоялся. Можно спорить из-за опилок на сцене, ругаться по поводу терминологии «мировая», «не мировая» премьера…
Лично я рад, что в Челябинске поставлен такой спектакль. В нем много спорного, но много прекрасного. Он уже тем удачен, что не имея четкого либретто, имеет сквозное действие и развитие. Уверен, что будучи перенесенным на другие сцены балет «El Mundo de Гойя» («Мир Гойи») станет другим и будет рождать новые споры. Это прекрасно. Но давайте спорить приличным, театральным языком!
Спасибо за понимание и всем удачи и новых творческих открытий.