журнал «Музыкальная жизнь» о спектакле «Силиконовая дура»

Журнал «Музыкальная жизнь» в № 2 за 2008 год опубликовал рецензию Норы Потаповой на спектакль «www.Силиконовая дура.net» — «Далекое-далеко, не будь ко мне жестоко…».

Напоминаем, что уже совсем скоро в Москве начнется фестиваль «Золотая маска», в котором Театр музкомедии примет участие с этим спектаклем. Кроме того, напомню, на фестиваль едут Театр кукол со спектаклем «Бобок» и театр «Провинциальные танцы».

Театральные страницы
«ДАЛЕКОЕ-ДАЛЕКО, НЕ БУДЬ КО МНЕ ЖЕСТОКО…»

Эту песню Евгения Крылатова люди старшего поколения вспоминают с нежной грустью. Окончание школы, выпускные вечера… Ностальгия, оставляя только романтические воспоминания о школе, стирает жесткие контуры прошлого, обиды, боль от несправедливости и унижений.

А современное юное поколение ой как их помнит! У них со школой и собственной юностью отношения сложные. Во времена той песни все было регламентировано — любовь к родителям, к школе, к Родине. А что выходило за рамки регламента — чужеродное, «не наше», капиталистически ущербное… И вроде бы все было просто и понятно. Вроде бы…

Каждое поколение, что «начинает путь», переживает свои драмы и решает проблемы по-своему. Но нечасто это выносится на театральные подмостки с такой откровенной, почти гротескной остротой, как это позволил себе сделать Свердловский театр музкомедии.

Наверное, поэтому молодежь Екатеринбурга, сегодняшние одиннадцатиклассники и новоиспеченные студенты валом валят на спектакль, полное название которого звучит так: www.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.net.

Это — специальный проект, обращенный к совсем молодой аудитории и созданный именно для нее в недрах театра от начала и до конца: пьеса молодого драматурга Константина Рубинского и музыка композитора Александра Пантыкина написаны о проблемах сегодняшних старшеклассников. Режиссерский стиль Кирилла Стрежнева, сценография Сергея Александрова и пластика Сергея Смирнова отвечают представлениям молодежи о современном театре. На подмостках — почти ровесники большинства зрителей.

Зал и сцена заряжены адекватно друг другу. На планшете те же девчонки и мальчишки в драных джинсах, коротеньких шортах и юбочках, с теми же манерами абсолютно раскованных уже не детей и еще не взрослых, но уже со многими их замашками, поганками, даже цинизмом. «Мы подросли!» — бросают они залу в жестком ритме с бурным, агрессивным самоутверждением. Это — предупреждение, угроза, если хотите, и одновременно бурный выплеск радости жизни. Их брейк и яркие майки, голые животы и резкие движения, тексты со сленговыми оборотами — это то, что словно с улицы хлынуло на сцену, но что заключено в художественную театральную форму, что рассчитано и отточено, что несет смысл и образность.

При всей своей остроте, броскости, откровенности — это спектакль романтический. Кирилл Стрежнев всегда заполняет эмоционально-духовную театральную нишу, не боясь мелодраматических и сентиментальных коллизий, иногда выходя на опасную грань чувствительности. И почти всегда выигрывает, ибо сугубо рациональный век испытывает дефицит открытых чувств.

Однако фишка этой музыкально-театральной пьесы и самого спектакля в том и состоит, что здесь все чувства скрыты в недрах Интернет-чата. Подростки переживают свою первую, красивую и сильную любовь, но девочка и не подозревает, что ее герой, с которым так захватывающе интересно общаться в чате, — замкнутый очкарик с соседней парты. И когда рядом в реальности возникает взрослый привлекательный мужчина, она принимает его за свою интернет-мечту Может быть, того и не подозревая, авторы пьесы разыграли романтический мотив пьесы Ростана «Сирано де Бержерак». Там тоже, как известно, один любит и пишет о любви, а другой влюблен и идет на свидание.

Третий взрослый в этом спектакле — отец скрытного очкарика, но он не подозревает, что чудесная девочка-школьница — предмет любви сына. Композитор объединил этих троих песенкой о деревьях, одним из запоминающихся музыкальных лейтмотивов, и узнавание именно этой мелодии приводит героев к драматической развязке.

Жаль только, что персонажу по имени Отец не хватает сценической правды и обаяния. Я не понимаю, хороший он или плохой. Или жизненно реальный, что было бы самым интересным. Авторы «подкинули» ему музыкальный материал в стиле эстрады шестидесятых — семидесятых годов, что-то из репертуара Эдуарда Хиля или Сергея Захарова, и с этим можно было бы поиграть. Но персонаж Отец остался в спектакле на уровне технической пружины для раскрутки интриги, и это жаль. Драма могла бы приобрести еще большую остроту.

Драма эта, между тем, происходит в отнюдь не стерильной среде. Пространство школы с ее деревянным Чиновником Сверху, с ее двойной жизнью — для ста тистики и в действительности, с тупым цинизмом, ошибками и глупостью учителей, с животным страхом перед начальством (вечно испуганный директор в блистательном исполнении Владимира Смолина бесконечно повторяет, отирая холодный пот со лба: «Господи, полгода до пенсии!») выписано в спектакле жестко, гротескно и смешно. Только перед самым финалом постановщики снимают напряжение этого жутковатого шаржа: на выпускном вечере счастливые, что удалось-таки выпихнуть очередной опасный выводок за двери школы, учителя рабслабляются. Вспомнив, что тоже когда-то были нормальными молодыми людьми, они раскованно подхватывают ритм и пластику лейттемы спектакля: «Мы подросли!». Это остроумный драматургический ход, хотя и явная уступка гуманности: если бы такое случалось в жизни!

А юная школьная братия ничего не боится. Насколько же они практичнее и хитрее своих наставников! Еще неизвестно, которая из этих двух команд опаснее в потенциале. Двойные стандарты юные разыгрывают ловчее взрослых. Но в каждом из них рядом с поганками еще живет детское и доброе.

Смазливая девочка Ира (Ольга Клейн), переспав почти со всеми мальчиками класса и бойко подрабатывая в стрипбаре, обнаруживает в себе чувство к скромному очкарику. Но тут же, получив отпор, «закладывает» свою подругу. Мальчишка —торговец наркотиками Лешка-«Дуремар» (Алексей Литвиненко) вымогает у одноклассника толковое сочинение и талантливо дурит чувствительную училку, изображая наивного романтика. Богатый папенькин сынок по кличке Мажор (Александр Мезюха) хорош собой и умением красиво ухаживать. Но при первом удобном случае с отвратительным цинизмом замазывает грязью предмет своих воздыханий. Все они — живые люди с достоинствами и недостатками. Но что победит в той атмосфере, в которой они воспитаны?

Кстати, герои Нора и Митя с их интернетной любовью — тоже не ангелы и тоже со своими недостатками. Только, в отличие от окружающих, они способны пережить настоящую драму, задуматься о подлинных жизненных ценностях отличить, как говорят у них в школе, «силикон от органических соединений». И прекрасные молодые актеры Мария Виненкова и Евгений Зайцев заставляют в это поверить.

Музыкально-сценическая драматургия спектакля построена на сопоставлении и переплетении очень разных сфер: довольно зловещего гротеска в изображении учительской повседневности, пародийных сцен в стиле помпезно-романтической оперы (матримониальные фантазии Мити), заводных ритмов шумных дискотек и очень красивых эпизодов чистой лирики, два из них, первый «интернетный» дуэт Норы и Мити и терцет второго акта – явная удача композитора. Пантыкин красиво и необычно переплетает голоса, манипулируя микстом электронных и классических инструментов, создает прозрачно-мерцающее звуковое пространство.

В предфинальной кульминации все музыкальные линии фокусируются, создавая подлинный драматизм и в звучании, и на сцене. Финал спектакля оптимистичный, но не сладко-розовый. После отчаянной попытки суицида девочка возвращается в реальность. Эти двое — снова со своими ноутбуками, им надо начинать все заново, И постановщики дают им шанс — под хрупкую мелодию своего первого дуэта они начинают медленно поворачиваться друг к другу Только шанс, только намек..

Красивый финал. Мне вспомнилась Моцартовская поэма о сложности прихотливости любви, изложенная в форме комической оперы. «Так поступают все». Понятно, сравнение рискованное. Но оно пришло на ум тем более, что екатеринбургскому театру Моцарт не чужд. Там, у венского гения, тоже оптимистичный финал. И тоже ясно, что в одну реку чувств дважды войти нельзя, что после пережитого все уже будет иначе. Может быть, мудрее, а может быть никак…

«Далекое-далеко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь… Я начинаю путь»

Нора ПОТАПОВА
С.-Петерубрг — Екатеринбург

Читать оригинальную запись