«Шум за сценой» М.Фрейна в Театре им. Моссовета, реж. А.Леньков

Пьеса, казалось бы, известная и самоигральная, да и на этой сцене когда-то вроде шла уже, но и при таких выигрышных предварительных условиях можно облажаться. «Шум за сценой» — это, разумеется, не «Копенгаген», где Фрейн пытался устами Нильса Бора размышлять о морали в категориях квантовой физики, тут дело попроще: группа артистов играет комедию положений «У миссис Клакетт сегодня выходной» (нехитрый сюжет ее сводится к тому, что домработница в загородном доме в свой выходной осталась на месте, тем временем дом приехали смотреть потенциальные съемщики, неожиданно и тайно вернулись из Испании хозяева, скрывающиеся от налоговиков, а в довершении всего в особняк забирается грабитель, и все это на фоне разговоров о сардинах, поскольку производители сардин проспонсировали проект), а между тем за кулисами их личные отношения складываются самым нелепым образом, что незамедлительно выплескивается на сцену и вносит в спектакль невообразимую путаницу. И тем не менее, суть «Шума за сценой» как раз в том, что актеры с претензиями на глубину и опыт серьезных работ под руководством режиссера с еще большими претензиями разыгрывают дурацкую и бездарную коммерческую пьесу с единственной целью хоть что-то заработать. Однако моссоветовские актеры под руководством режиссера Ленькова (а художественным руководителем постановки значится Хомский) от той самой бездарной пьесы получают явно больше удовольствия, чем от ролей актеров, в ней занятых. Это особенно заметно в первой картине, где разворачивается репетиционный процесс, прерываемый истеричным и неизменно серьезным постановщиком (режиссера играет Валерий Сторожик и в этом спектакле он хуже всех остальных). Оставшиеся две картины во втором действии — гастрольные дневные представления той же самой пьесы, которые, чем больше запутываются взаимоотношения исполнителей (помреж беременна от постановщика, один актер приревновал актрису к другому, старый артист в роли грабителя — его играет сам Александр Леньков — напивается, вслед за ним и все остальные), тем больший идиотизм творится на подмостках. Приходится признать, что если первое действие получилось невыносимо скучным, то второе, особенно третья картина — смешным, потому что над таким сумбурным дураковалянием, какое демонстрируют участники постановки, остается только ржать не задумываясь. Но это ведь небольшое достижение, когда все вокруг угорают от того, что на сцене актерам потыкали в задницу игрушечным кактусом. Если уж на то пошло, то намного смешнее смотрится «церемония» вручения Хомскому ордена Петра Великого — смехотворен и сам «орден», и его самозванные учредители, и любой «деятель», это псевдо-награду получающий, и то, как цепляют сначала ленточку, а потом и саму побрякушку — настолько все это постыдно смотрится, что уж лучше лишний раз ткнуть кактусом в жопу и не шуметь попусту.

Читать оригинальную запись