ТЕАТР БЕЗ МАСКИ

Некоторые мысли Валерия Подороги из его материала “ТЕАТР БЕЗ МАСКИ”
(Попытка философского комментария)

Близость к Востоку. С. Эйзенштейн и китайская пейзажная живопись. А. Арто и балийский театр. Е. Гротовский и восточные практики медитации. Но не только. Может быть, и древний японский театр. Но как театр маски. Не объясняется ли это обращение к Востоку настойчивыми поисками выхода из окостеневшего в психологизированных схемах языка старого театра? Разрушить старые маски? Но для чего? Чтобы обрести новые? Сколько еще нужно на протяжении столетий повторять театру, что нет ничего кроме маски, что за маской скрывается маска, и только маска способна спасти нас от хаоса лицевых аффектов. Театр Гротовского, однако, ставит перед собой задачу научить актера жить на сцене без маски. Ведь маска — это прежде всего дистанция, причем не преодолимая ни самим актером, ни зрителем; именно она делит театральное пространство на два подпространства, создавая множество перспективных иллюзий.< ...>
Реальность бессильна перед сценой и существует только до тех пор, пока способна проецировать себя на этом отграниченном и малом пространстве. < ...> Пространство театра Гротовского сужается или расширяется до того, чтобы включить в общее действие жизни любое индивидуальное тело, любой случайный крик, молчание, шепот или протест. Жест актера переназывает вещи, давая им “первые имена”, преобразует привычную размерность обыденной чувственности в новые топологии, может быть, невозможные, но сам себя не дает назвать, запрещает всякое психофизиологическое дистанцирование со стороны участников общего действия. Нельзя допустить того, чтобы тело актера стало мыслью, это превращение убьет любой театр.< ...>
Истинный жест рождается из состояния не-деяния, из той тишины, которая окружает маску, так как маска — это путь, а не образ.< ...>
Если первым действием является не-действие, то само недействие или не-деяние и есть эта операция по овладению маской, но маской как картой для пути в космическое единство души, тела и природы.

Читать оригинальную запись