«Госпиталь» Компания Йо Стромгрена, Норвегия (фестиваль «NET-Новый европейский театр»)

Этот NET делает упор, судя по програмным заявлениям, на «невербальный театр». И это уже повод для того, что определиться с категориями: театр вне слова, вне языка и вне сюжета — насколько они расходятся и пересекаются. И не превращается ли театр вне слова в цирк, театр вне языка — в перформанс как разновидность изобразительного искусства, а театр вне сюжета — в концертную программу. «Госпиталь» играется со словами — но на вымышленном, несуществующем языке, то есть смысл слов непонятен. Однако в репликах трех сестер (медсестер), застрявших в странном госпитале без пациентов, над которым, судя по звуку, время от времени кружит вертолет, опознаются и англицизмы, и некоторые имена собственные. То есть, как в ситуации с классической фразой «глокая куздра бодланула бокра», семантика высказываний стерта, но грамматическое значение при желании у каждого слова можно определить. А театр, где слово не только звучит, но обыгрывается в пластике и мимике, и к грамматике (пусть вымышленной) добавляются еще и интонации, и ударения, и тембр голоса, и паралингвистические средства — это «невербальный» театр или как? С сюжетом тоже не все просто: в отличие от, допустим, «Пьесы без слов», показанной англичанами на прошлом Чеховском фестивале, где действие строилось на связной интриге, но обходилось без звучащего текста (то есть мы имели дело с традиционным драматическим театром, но при этом — абсолютно «невербальным»), строгой фабулы в «Госпитале» нет, но и бессюжетным его тоже нельзя считать: медсестры друг друга изводят весьма наглядно, садо-лесбийские мотивы подаются иронично, но вполне конкретно (внешне довольно условно и целомудренно, что приятно — без дешевого псевдоэпатажа, а если снимают на пару секунд трусы и показывают задницу — то не просто так, а улетающему вертолету, откуда им сбрасывают посылку). То есть по форме «Госпиталь» — это клоунада (с поправкой: театральная клоунада — как, к примеру, работы Полунина), а по задачам — вполне себе драматическое действие. Никаких новых горизонтов в этом направлении норвежцы не открывают — но они их хотя бы действительно их ищут, а не просто втирают очки недопросвещенной публике. Другое дело, что ничего более современного и авангардного, чем сорокалетней давности «Действия без слов» и «Дыхание» Беккета в рамках «невербального» театра (как его не понимай, а в случае с «Дыханиема» это вообще эксперимент на грани театра, музыки и изобразительного искусства — причем объемом в печатную страничку) никто по сей день не предлагает и вряд ли предложит.

Читать оригинальную запись

Читайте также: