Гроб с музыкой («Король Лир» У.Шекспира в «Сатириконе», реж. Ю.Бутусов)

Седобородый Лир Константина Райкина — это в одном лице и играючи философствующий Гамлет, и страдающий садист Ричард, ужасный и трогательный, мыслитель и маразматик одновременно. Лир у Бутусова как будто ставит психологический эксперимент и сам становится его жертвой. Он экспериментирует с отношениями не только поколений, но и полов (помимо того, что у Лира — три дочери, еще и шута в постановке Бутусова играет женщина, причем в отличие от шута Фесто из «Двенадцатой ночи» Дитятковского в исполнении Алисы Фрейндлих, Шут Елены Березновой — если и не женщина в полном смысле слова, то откровенно женственный).

А может, все, что случилось, — просто предсмертные видения старика, самый страшный родительский кошмар: пережить своих детей? Во всяком случае, в начале спектакля свой первый монолог, о разделе страны, Лир произносит на смертном одре, и картой Англии его покрывают, как саваном, а в финале мы вместе с безумным Лиром наблюдаем, как перед ним оживает убитая Корделия, как она садится за одно из трех черных пианино, которые, как три гроба, с самого начала стоявшие позади подиума-погоста, а за двумя другими уже сидят старшие, тоже умершие дочери Лира, как пытается старик вернуть в них жизнь, заставить двигаться, и как они падают бездыханные, захлопывая «за собой» черные крышки инструментов.

Читать оригинальную запись

Читайте также: