«Золотой петушок» в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Увертюра и пролог

С первым аккордом увертюры под высокие, очень похожие на петушиный крик, звуки трубы «Ки-ри-ку-ку!» раскрывается занавес. Тёмное тайное пространство сцены, смутные силуэты непонятных предметов. Звучит таинственная тревожная музыка. За каждой тенью на сцене мерещится что-то страшное. Входит человек в хорошем современном костюме и галстуке. В руках у него живой петух, вроде того, что был когда-то изображён на фантиках шоколадных конфет «Золотой петушок» — буро-оранжевая плотная шея, высокий малиновый гребёшок. Человек в костюме и галстуке – звездочёт. Он объясняет, что сейчас перед зрителями «старой сказки оживут смешные маски». Петушок молча рассматривает оркестр, зрительный зал, и почему-то особенно пристально рассматривает меня.

Небылица в лицах

Так в программке обозначен жанр спектакля. Небылицы начинаются сразу же, как только на сцене рассветает. Мы попадем в Додонию, где все жители — додонцы, а сам царь – Додон. Додония – это такой огромный во всё пространство сцены щелястый сарай, сколоченный из необрезных горбылистых досок (художник – В.Арефьев). Додонцы – почти игрушечные человечки, с ярко нарисованным румянцем, грубыми мочалистыми бородами, в фуражечках, кафтанах, зипунах цвета свежеструганного дерева, фигурки додонцев, с их простой яркой раскраской лиц и одежд — очень похожи на деревянных человечков. Бестолково суетятся, произносят несуразные речи. Царь Додон и его сыновья – такие же додонцы, как и весь остальной народ, только фуражка у него золотая, а у царевичей Гвидона и Афрона кафтаны с газырями. Основной атрибут додонцев – это метла, целая куча мётел навалена у задней стены сарая. Метла в Додонии – это и оружие (меч, секира), и символ державной власти, и непременный предмет повседневной жизни, и просто – метла, и даже есть у них зенитная установочка на 4 ствола, на войне она вступает в бой, стреляет она, оказывается, тоже мётлами. Эх, Додония, Додония – бестолковая, деревянно-мётловая страна! Звездочёт — обычный человек в сером костюме, появляющийся в этом берендейно-додонском царстве с волшебным подарком – Золотым петушком, смотрится такой причудливой набоковской «нэткой» на фоне игрушечно-экзотических додонцев. Тем не менее, крик-пение царя Додона при виде мёртвых тел сыновей был полон живой, не игрушечной боли. Но он мгновенно исцеляется при виде шемаханской царицы. Шемаханка – это главная небылица этой сказки, ей отдано всё второе действие. Она появляется в двух обличьях:

1) огромной чёрной змеи длиной метров в 70 и толщиной туловища более метра. Она выплывает из левой кулисы, извивается по всей сцене, и вдруг взмывает в небеса (под колосники).

«Золотой петушок» в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

2) гигантского осьминога, тело которого представляет собой пластичную оболочку типа большой икринки, десяток щупалец находится внутри этой оболочки и всё время они в движении.

Х.Гирзмава наделяет свою героиню нечеловеческими, какими то неземными колоратурами, довершая этот образ поистине «неземной» красоты.

Только истинный додонец мог влюбиться в это «неземноводное» чудище. Под звуки торжественного марша, как победители, додонцы возвращаются в свой «сарай». Чёрное змеевидное туловище Шемаханки несут как трофей, саму эту «осьминожку» везут на тележке. После конфликта Звездочёта и Додона, и смерти царя, народ подбегает к Шемаханке, к виновнице гибели из царя-батюшки, вот-вот её растерзает, и тут вдруг … О УЖАС! УЖАС! Тело Шемаханки лопается, как пузырь, и оттуда выскакивают 5 или 6 чёрных, быстрых и юрких как змейки шемаханок и мгновенно исчезают. Подобный ужас я испытал когда-то на американском фильме, когда, разрывая туловища человека на куски, из него выскакивали инопланетные чудища. Тяжела участь додонца – вляпываться в подобные приключения!

Феликс Коробов

Прошу любителей музыки и дирижёрского искусства запомнить это имя. Премьера «Золотого петушка» — это был его дирижёрский дебют. Оркестр театра, обычно допускающий небольшие огрехи, звучал в тот день идеально. В некоторых статичных эпизодах оперы очень интересно было смотреть на дирижёра – во всех его движениях была Музыка.

Всем спасибо!

Спектакль покоряет мягким, ироничным, не злым юмором, времена российских правителей, царствовавших «лёжа на боку» ушли в небытие. Сегодня эта сказка уже не видится остро-сатирической, каковой она непременно была во времена Ельцина-Брежнева-Черненко-Николая-II. Театр чувствует время и создаёт смешное, стильное, сказочное, современное произведение.

Читать оригинальную запись

Читайте также: