Спектакль



Александр Маноцков

Чаадский

Режиссёр: Кирилл Серебренников

Постановка: Театр «Геликон Опера»

1 час 30 минут c антрактом

Кто из нас не помнит бунтаря Чацкого, героя сатирической комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»? Классика всегда актуальна, но в обрамлении современной музыки и смелой режиссуры на сцене «Геликон-оперы» вечный сюжет заиграет новыми красками. Не случайно фамилия главного персонажа созвучна фамилии главного героя знаменитого произведения Грибоедова. Чаадский – Чацкий – Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами «Философических писем» и «Горе от ума» абсолютно логична и закономерна.

Выдающийся писатель, композитор, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую, но яркую жизнь. Автор бессмертной комедии «Горе от ума» и любимейшего миллионами «грибоедовского» вальса внес огромный вклад в развитие русской дипломатии, но трагически погиб в возрасте 34 лет. Реплики персонажей «Горе от ума» разлетелись по всему миру на цитаты, а вальсы, особенно ми-минор, узнаваемы слушателями с первых нот.

«Мой Чаадский, — синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не только он сам был прототипом своего героя – автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, — говорит композитор Александр Маноцков. – И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои «Философические письма». Но мы использовали и другие литературные первоисточники – последний монолог из «Записок сумасшедшего» Гоголя, традиционную персидскую поэзию…Для меня имел огромное значение роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова. В нем присутствует важнейший мотив, что человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной действительности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку и… гибнет. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума. При этом он сходит с ума по-настоящему, но этого никто не понимает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу…».

Отзывы

«Чаадский» А.Маноцкова в «Геликоне», реж. Кирилл Серебренников, дир. Феликс Коробов

Мне привычнее смотреть спектакли на прогонах, когда еще при всем желании невозможно опереться на чужое мнение — а тут вышло, что я попал (но так действительно было удобнее: дневных прогонов вроде не делали, а...

Кому на Руси жить плохо

«Чаадский». Маноцков Александр композитор. Геликон-опера. Реж. Серебренников Кирилл режиссер, Коробов Феликс дирижер. (премьера 01.06.2017). Чаадский; 6 Несмотря на название, опера про «Горе от ума». Отсылка к официальному государственному сумасшедшему Чаадаеву и текст из «Записок...

На шее у рабочего класса

Александр Маноцков «Чаадский» в Геликон-опере, режиссёр Кирилл Серебренников, 2017 Главный герой этой социальной оперы, конечно, не Чаадский и не Фамусов, а рабочий класс. Он, точнее они – человек шестьдесят мускулистых парней появляются до начала...