Спектакль


16+

Андромаха

Режиссёр: Лейсан Файзуллина

Постановка: Электротеатр Станиславский

В ролях: Вера Кузнецова, Александр Милосердов, Анна Кузминская, Антон Лапенко, Татьяна Назарова, Николай Трифилов, Нина Фирсова, Евгений Капустин, Александра Верхошанская, Алена Кахута..

2 часа 50 минут c 2 антрактами

Взяв для своего режиссерского дебюта пьесу французского классициста Жана Расина, основанную на античном сюжете о царице Андромахе, Лейсан Файзуллина сделала редкий для российской сцены выбор. «Андромаха» – история о трагически несовместимымх с жизнью желаниях, от которых, тем не менее, невозможно отказаться. Героям Расина приходится вступить в новую жизнь, но сделать это, оставаясь теми, кем их сделало прошлое, невозможно. Согласившись на новое, они выступают предателями старого и потому казнят самих себя. Только что участвовавшие в Троянской войне победители и побежденные пытаются отстоять свое личное право на любовь, на ненависть, на месть. Но в итоге неизбежно сталкиваются с судьбой, которая жесточе и справедливей, чем все человеческое.

Троянская война окончена. После победы царь Пирр получает в награду ценных пленников – жену убитого в войне Гектора Андромаху и ее маленького сына, спасенного ею ценой жизни другого ребенка. Рядом с Пирром живет Гермиона – его невеста, ожидающая свадьбы. Но Пирр влюбляется в Андромаху, Андромаха же любит своего погибшего мужа и своего сына. В Эпир прибывает Орест, безответно любящий Гермиону.

Трагедия Жана Расина, французского поэта и драматурга, впервые представленная труппой Бургундского отеля в 1667 году, написана по следам произведений Гомера, Вергилия и Сенеки, но уже совсем в иной исторической ситуации, когда древнегреческие коллизии обрели новый смысл. Пятиактная трагедия Расина имела огромный успех и серьезно повлияла как на театр своего времени, так и на отношение к классицистической оппозиции между долгом и чувством.

Как писал историк театра Стефан Мокульский, герои трагедий Расина находятся в жестком противоречии между апологией страсти и пониманием подлинной любви как самопожертвованием. Царь Пирр обещает отречься от своей порочной страсти к Андромахе и тут же падает ее жертвой. Страсть у Расина побеждает именно вследствие бессилия воли – в этом было принципиальное отличие его пьес от пьес Корнеля и одновременно их актуальность.

В «Андромахе» Лейсан Файзуллиной имеют значение две темы: любовь как способность признать другого, оставляя за ним право на свободу, и переход власти над миром в руки женщины. Судьба заставляет женщину, которая этого на самом деле не хочет, взять этот мир в свои руки.

Отзывы

«Андромаха» Ж.Расина в Электротеатре Станиславский, реж. Лейсан Файзуллина

С некоторым недоверием я поначалу отнесся к спектаклю, но постановка вполне форматная для малой сцены Электротеатра, а в этом формате и достаточно качественная, хотя, конечно, требует некоторой усидчивости ввиду архаичного стихотворного текста классицистской трагедии...

«Андромаха», реж. Лейсан Файзуллина, Электротеатр Станиславский, премьера

Спектакль идет в малом зале. Я вообще впервые попала в Электротеатр, по впечатлению похоже на ШДИ, что логично: и худрук, и часть актеров имеют к ШДИ какое-то отношение, да и вообще авангардная организация пространства...