«Записки юного врача» реж. Григорий Козлов, театр Мастерская, Санкт-Петербург

Моноспектакль Максима Блинова по его же инсценировке поставил Григорий Козлов — внешне очень простыми приемами, как у него обычно и бывает (по крайней мере, я видела именно такие спектакли). Удачная постановка — правдивая и точная. Фокус в том, что молодой актер играет то, что он сам хорошо знает — психологию и поведение человека в экстремальных ситуациях, сопутствующих началу почти любой профессиональной деятельности.

Герой помещен в своего рода идеальный (но не упрощенный) мир: полумифический Леопольд Леопольдович оставил в наследство молодому врачу все возможные инструменты, аптеку, помощников. И больные его тоже в своем роде идеальны.

В спектакле нет ни морфия, ни революции. Комиссары в пыльных шлемах не мобилизуют героя для нужд партизанского отряда, как доктора Живаго. Его сознание не замутнено ни морфием, ни любовью, ни политикой — и от быта, от ежедневной тяжелой работы герой поднимается к высокой философии, к вневременному, минуя общественное и социальное.

Как часто бывает, глубокие обобщения рождаются из конкретики. В спектакле создается достоверная атмосфера начала 20 века — с красотой интеллигентного быта, мерцанием огней, завыванием вьюги и неустойчивым уютом. Весь этот идеальный мир достоверен: таким он видится переутомленному, измученному грузом ответственности за чужие жизни молодому максималисту, остро ощущающему присутствие смерти рядом. И тонкость нитей, на которых подвешена человеческая судьба.

Режиссура спектакля — его рама, фон, все внимание направлено на актера, и, думаю, он смог бы его держать, даже если бы выступал на голой сцене. Очень точные интонации, реакции, темпоритм. И от всего спектакля, от существования Максима Блинова на сцене — ощущение правды и большого таланта.

Читать оригинальную запись

Читайте также: