В тёмном туннеле жизни

Франц Кафка «Процесс» Театр Ермоловой, режиссёр Алексей Левинский, 2016

На сцене – дырчатая конструкция из параллелепипедов разных объёмов, серо-зеленоватого цвета, соединённых ступеньками, костюмы героев тоже в этой блёкло-серой гамме, от серо-коричневого до тёмно-серого, чёрного. Над сценой висит винтажный громкоговоритель, из него временами раздается голос режиссёра, читающего текст от автора, он воспринимается как голос демиурга этого мутно-серого мирка.

Фирменная левинская несколько остранённая интонация чиновников, служителей, экзекуторов, следователей, судей и других персонажей, создаёт в этом абсурдистском сюжете мутную липкую истинно кафкианскую атмосферу, в которой вязнет главный герой – маленький человечек, искренне не понимающий – за что и почему? И почему именно он? На самом деле всё просто – «ты живёшь, значит ты виновен!» Ну а ближе к финалу голос демиурга в громокоговорителе всё объяснит, зачитав текст миниатюры Ф.Кафки «Железнодорожные пассажиры», который по сути является месседжем спектакля: «Если поглядеть на нас просто, по-житейски, мы находимся в положении пассажиров, попавших в крушение в длинном железнодорожном туннеле, и притом в таком месте, где уже не видно света начала, а свет конца настолько слаб, что взгляд то и дело ищет его и снова теряет, и даже в существовании начала и конца нельзя быть уверенным».

Читать оригинальную запись

Читайте также: