Дикое счастье в Нижнем Тагиле

«Дикое счастье» — спектакль Нижнетагильского драматического театра по мотивам романа Мамина-Сибиряка. Инсценировка Олега Богаева. Режиссер Валерий Пашнин.

Премьера состоялась в 2012, в этом же году спектакль получил областную губернаторскую премию. А еще это спектакль — обладатель гран-при фестиваля Коляда-плейз 2016. Тогда я его пропустил, на фестивале я стараюсь ходить на спектакли, привезенные издалека — в случае чего на местные я найду время сходить в другое время. Ну вот, дошли руки (доехали колеса!) и до этого спектакля. И первое, что нужно отметить — зал полон. Не самый маленький зал тагильского театра на шестом году жизни спектакля. На мой взгляд это говорит больше, чем всякие там награды…

В целом спектакль, конечно, зрелищный и вполне передающий и драматизм и общее настроение романа Мамина-Сибиряка. Тем не менее я не считаю постановку особенно удачной. Ну, дело известное, на всех не угодишь. Но я уже не раз писал о том, что попытки утолкать в рамки пьесы целый роман приводят к тому, что спектакль выглядит не более, чем набором иллюстраций. В тагильском спектакле эту тенденцию довели до уровня комиксов. С задачей рассказать историю Гордея театр справился — но больше уже ни на что времени не осталось. Эпизод, эпизод, еще эпизод — рассказали важные для сюжеты факты — дальше додумывайте сами. Михалку пристав забирает фактически заложником — и никто даже не загрустил. Самоубийство того же Михалки просто не поместилось — в какой-то момент сообщили, как о совершившемся факте. И нигде ни подробностей переживания, ни вторых планов. Говорю же, комиксы. Грустное личико изобразили, слова «ой-ой-ой» нарисовали — и дальше, дальше. При этом куча схематичных персонажей, которые были бы уместны в какой-нибудь сатире… но тогда все-таки нужно точнее выбирать жанр, что здесь, драма или фельетон. По факту — безусловно драма (слава богу!)Э но тогда зачем рассаживаться на всяких чиновниках и приставах, экономя на эмоциях Дарьи или Федора.

Показателен главный герой. Его-то эмоции Игорь Булдыгин сыграл более-менее подробно. Но общая гонка за сюжетом привела к тому, что у него по факту две роли, Гордей-крестьянин и Гордей-золотопромышленник. Да, контраст между этими ипостасями виден и понятно, что он и составляет суть спектакля. Но между ними ничего нет. Был один Гордей, щелк! — и вот уже другой. Он не меняется на наших глазах, нам просто показывают факт, что он изменился. А на мой вкус изменения, происходящие с персонажем — это и есть самое интересное в театре…

Да-да, все что я пишу — это только мое мнение.

Читать оригинальную запись