«Бег» театр им. Вахтангова, 6 января 2018

Некоторые бутусовские спектакли доходят до меня, как до жирафа. «Сны» «Бега» сложились в голове только сейчас, до этого в памяти оставались лишь отдельные фрагменты, общее впечатление, эмоции и главный смысл. Хотя в целом спектакль не кажется сложным: знаком сюжет, знакомы герои, но это действительно цепочка «снов» — парадоксальных и очень красивых. Бутусов сохраняет булгаковский романтизм, белогвардейщину — в деталях, интонациях, а булгаковская фантасмагория, как выяснилось, точно соответствует сегодняшнему дню. Слушать «Океан Эльзи», упоминать Киев и Крым в контексте, от которого уже отвыкли люди, отвыкшие вообще от разнообразия контекстов — нужное дело. Здесь важна не оценка (пусть каждый думает сам), а свобода оценки, свобода формирования собственного мнения, на что, помимо прочего, нацеливает спектакль.

Очень хорош Виктор Добронравов в роли Хлудова, со времени прогонов он внутренне сильно изменился: актер играет уже не только «болезнь», раздрызг, то есть нынешнее состояние героя, в нем чувствуется значительность прошлого, человеческий опыт и масштаб личности.

Хлудов и Голубков (Сергей Епишев) наиболее сильно отличаются от привычной (по фильму Алова и Наумова и прочим «белым акациям») трактовки героев (белогвардейского офицера и петербургского интеллигента). И потому они стали главными открытиями спектакля — если говорить о персонажах. Впрочем, у всех исполнителей сложные и интересные роли — я любовалась всеми.

Зал был битком, первое действие я провела в амфитеатре, который, как выяснилось, несколько гасит «физеотерапевтический» эффект первого «сна» — самого любимого (полный кайф, настоящее зрительское удовольствие), громкость «ударов сердца» здесь не столь сильна. Отток зрителей не был большим (все вообще вели себя прилично, даже те, кого постановка шокировала), но в антракте удалось пересесть поближе, так что следующие «удары» попали точно в цель.

К сожалению, произошло странное с «парижской» декорацией: «стена» с окнами не опустилась, и актеры играли без нее. Я даже испугалась, что это сознательное упрощение сценографии, но похоже, просто случайность.

Оказалось, что «Бег» вполне годится для праздничного, новогоднего представления: происходящее на сцене не противоречило нарядному убранству фойе, запаху дорогих духов и коньяка, всему богатому антуражу театра имени Вахтангова. И идти после спектакля по яркому, горящему огнями Арбата тоже было очень приятно.

Читать оригинальную запись

Читайте также: