«Беги, Алиса, беги» реж. Максим Диденко, театр на Таганке, предпоказ

Спектакль посвящен юбилею Высоцкого, и часть зрителей, как я поняла, пришла на него в надежде если не услышать песни со старой пластинки про Алису, то хотя бы почувствовать их обаяние.

Это частично удалось сделать в 1 действии. Три Алисы разного возраста в красных платьях и белых колготках — в черно-белом заколдованном лесу, огромные Заяц и Кролик (таких живых и симпатичных ростовых кукол я никогда не видела) — персонажи из нашего бессознательного. Тексты Высоцкого на музыку Ивана Кушнира — завораживают (пусть и не так, как это было в «Пастернаке»). Да и сам сюжет 1 действия бьет в болезненную точку, цепляет: абсурдный театральный судебный процесс с неминуемой казнью, побег с кажущейся возможностью выхода и выбора.

После того как Алиса, выскочив через нору в реальность, дважды получила «по морде», спектакль можно было бы и прекращать. Дальше «бессознательное» куда-то подевалось, начались банальности и общие места: серые символические силуэты московских зданий, гламурная королева в блескучей короне, она же в приблатненном спортивном костюме диктует законы о запрете всего, она же в образе Меркюри (шоу маст го он, что ли?). Дурацкие попытки «протестов» и дурацкие же отмазки от «протестов», странная «ночная Алиса» как двигатель всяческого зла. В общем, псевдо-политическая каша с участием Апексимовой и говорящими головами Высоцкого в конце.

К труппе и вообще к визуальному и техническому воплощению претензий у меня нет. Вопрос — к содержанию. История Алисы сама по себе странное произведение, интеллектуальная игра. А вот с текстами, обладающими сильным интеллектуальным наполнением, у Диденко проблема, подобный материал ему не дается (это я еще и про Хармса, который мне активно, до отторжения не понравился). Сказочная, наивная составляющая «Алисы» использовалась в 1 действии, а дальше началось нагромождение сцен и фокусов, причем изящные диалоги Кэрролла подменялись чуть ли не агиткой. Получилась очень неприятная, холодная и безжизненная бестолковщина, слегка подправленная эмоциональными поклонами. Не уверена, что время и мелкие исправления что-то принципиально изменят в спектакле, и надеюсь, что фанаты Высоцкого не будут требовать моральной компенсации за оскорбленные чувства (оскорблений никаких, там, кстати, не было).

Читать оригинальную запись

Читайте также: