«Преследователь» по Кортасару, реж. Алексей Золотовицкий, театр «Практика»

Короткий, как эскиз, и аккуратный, прозрачный в подаче — таков спектакль «Преследователь» Алексея Золотовицкого в театре «Практика». Для раннего опыта молодого режиссера ценна такая аскеза, субтильность, сдержанность выразительных средств. Здесь замысел равен воплощению — ни больше, ни меньше; экономия, нерасплесканность приема. В рассказе Хулио Кортасара музыкальный критик пишет текст о великом джазисте. И тут есть печатная машинка, магнитофон, сигареты, лампа, минимальный набор бытовых предметов. Алексей Любимов из команды Дмитрия Брусникина играет сухого, сдержанного автора, держащего в голове одну повторяющуюся мысль. Читая много раз, на разные лады, строчки стихотворения Дилана Томаса «О дайте мне маску», персонаж словно пытается удержать в границах свой разум. Мысль о джазисте, о его непостижимом таланте, о трансовой, наркотическо-ритуальной природе неистового джаза воздействует на автора книги двояко: он то обуреваем завистью к дару, который принципиально невозможно описать, поставить в рамки, то сам становится этим джазистом, продолжая легенду, становясь звуком. Вокруг персонажа — трое опытных музыкантов, сливающихся в спаяный оркестр, — эта троица умелых, небрежных мастеров-манипуляторов погружают критика в церемонию, посвящают в дух музыки, затуманивая его разум. В результате на сцене является ясная, короткая работа о непостижимости искусства, о неразъяснимости дара, о том, что музыка уводит нас в мистические миры, где мы не властны над собой. Миры, в которых, по словам Арто, ты либо излечиваешься, либо обречен на умирание.

Читать оригинальную запись

Читайте также: