«Светлый путь. 1917» реж. Александр Молочников, МХТ, 2 ноября 2017, Премьера

«Светлый путь», видимо, завершает «историческую» трилогию Александра Молочникова, потому что даже не знаю, куда можно дальше развить тему.

Первым был «1914» — спектакль, в котором еще чувствовалась ученическая скованность автора — с внятным и в то же время банальным антивоенным высказыванием.

Потом — «Бунтари», менее внятные, но более интересные. Революция в них представлена делом молодых, а стремление к свободе реализуется в двух направлениях — в творчестве и революционной борьбе. Срифмовав свободу с «роком», Молочников создал музыкальный спектакль, в котором актеры (и их герои) отрываются по полной, и свобода в нем присутствует.

Теперь — «1917», он же «Светлый путь». Обещали нам серьезную работу — вот она! По форме — «молодой» спектакль, с буйной фантазией, владением современными театральными технологиями, эротизмом, рискованными шутками. По содержанию — как будто создавал его не 25-летний парень, а зрелый мудрец, много чего повидавший в жизни. Революцию здесь делают не «русские мальчики», а сознательно оболваненный креативными личностями народ. Впрочем, и креативные личности сами себя оболванивают: думают, что создадут огромный механизм, которым можно управлять, в котором каждый будет винтиком, а получается — толпа с инстинктами. Этот страх перед народом, перед его физической силой и непонимание того, что у него в голове, проявились еще в «Бунтарях» (чеховская сценка про мужика с гайкой), в новом спектакле все это звучит очень сильно.

В связи с этим лучшие сцены — массовые, хороводы и построения, они очень динамичны, красивы, так что смотреть спектакль советую из бельэтажа. Молочников продолжает практику представлять исторических персонажей в виде неточной карикатуры (здесь — более точной, нежели в «Бунтарях»). Ленин-Сталин, Троцкий, Крупская, Коллонтай вызывают здоровый смех зала. Кроме них в моей памяти остались пластика Артема Быстрова, прозрачный голос Вики Исаковой и бордовый халат Верткова.

Спектакль построен на эрудиции Молочникова (он же и автор текста). Это вообще интересная тема, насколько постановки молодых режиссеров зависят от их образования и начитанности. Думаю, началось все с молодого Богомолова, от познаний которого в свое время офигели не только зрители, но и критики (что странно вообще-то). Эрудиция в какой-то мере восполняет нехватку личного опыта… да и постмодернизм все-таки. Считывать аллюзии «Светлого пути» можно бесконечно. При этом спектакль получился респектабельным и холодным, а потому временами скучноватым, несмотря на всю красоту и музыкальность. Действительно, «жечь» здесь нечем: похоже, режиссер изжил в себе остатки романтизма, без которого браться за тему революции несколько странно (если, конечно, на своем опыте все не испытал). Характерно, что шутка про «триаду» самодержавие-православие-народность неточна. «Ленин» говорит, что, дескать, лет через сто вернем последние два элемента. А на самом деле вернули-то первые два.

Читать оригинальную запись

Читайте также: