Осел и ослица

Театр Наций | Спектакль: Идиот

«ИДИОТ», М.Диденко, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2015г. (7)

Поставлено ослом. Можно было сказать «идиотом», но «ослом» точнее, раз уж осел выведен одним из сквозных героев спектакля, финал доверен именно ему. Параллель между Настасьей Филипповной и швейцарским ослом Мышкина могла прийти в голову только такому же ослу. Или идиоту.

Режиссер с поистине ослиным упорством утверждает свой визуальный, пластический театр. В применении к роману Достоевского это выглядит крайним упрощением, ослиным примитивом. Искусственная, нарисованная среда (анимационный принцип построения – мультяшные герои-клоуны на фоне геометрических фигур, декорация-карусель с лошадками) – сон осла. Крайняя степень условности выставлена напоказ — в роли Мышкина актриса, в ролях Аглаи и Настасьи Филипповны актеры.

Но оказалось, что применительно именно к этому роману подобный ослиный идиотизм может сработать, там ведь герой рассказывает, как его разбудил крик осла и прямо признается – «С тех пор я ужасно люблю ослов. Это даже какая-то во мне симпатия».

Нужно только чтобы нашлась идиотка, которая во все это поверит и вдохнет жизнь в примитивный контур. Осел-режиссер встретил ослицу-актрису и все срослось. То, что делает Дапкунайте это театральное чудо, она живет, она Мышкин — глаза Мышкина, пластика Мышкина, его руки-ноги, его интонации. И ее акцент как маска, как продолжение условного грима. И чаплинский котелок, как пароль для входа в грубый мюзик-холл. И монтаж аттракционов немого кино передает привет современному клиповому монтажу. Эксцентрика работает — монолог Мышкина о гильотине в устах белого клоуна звучит вполне уместно и пробирает зрителя всерьез.

Это уже мой пятый «Диденко». Не планировал идти, предыдущие три спектакля не понравились, показались механическими, но вот случай привел и я не пожалел. И кстати мой самый первый «Диденко» мне понравился, там тоже нашелся актер (Илья Дель – Ленька Пантелеев) и мультипликационная конструкция ожила.

Читать оригинальную запись

Читайте также: