«Онегин», Айги и группа 4`33“, реж. Наталья Семенова, Театр Эстрады

В принципе это то, что когда-то называлось «литературно-музыкальной композицией», но на современном и довольно высоком уровне, с привлечением прекрасного музыкального коллектива и специально созданным видеорядом. Хорошо выстроенные фрагменты романа Пушкина чередуются с музыкальными фрагментами. Помимо интереса к музыке Алексея Айги и тексту Пушкина, меня привлекло на спектакль любопытство: Айги много пишет для кино, здесь не кино, но есть сюжет, история, герои, традиционное представление о том, «как должно быть». Да еще Чайковский (в анонсе было сказано, что без него не обошлись). В итоге впечатление от спектакля двойственное.

Очень понравилось, как из романа была вытащена линия Онегина — получилась экзистенциальная история, показанная и через самого героя, и через тех, кто его знал, кому он был небезразличен. Интересно работает контраст между Онегиным и Автором. Если в спектакле Туминаса Автор — это по сути постаревший и прошедший весь путь Онегин, то здесь это принципиально разные герои. Индивидуальности актеров соответствуют персонажам: серьезный, холодноватый, очень привлекательный по-мужски (наверное, самый красивый российский артист на данный момент) Даниил Страхов (Онегин), шикарный, ироничный, внутренне свободный Сергей Чонишвили (Автор), искренняя, умная, «русская душою» Ирина Пегова (Татьяна) и порывистый, несколько комичный Сергей Шнырев (Ленский). Читают текст прекрасно, небанально, без пафоса, с внутренним пониманием. Сама «композиция» — нелинейная (внезапные переходы могут сбить с толку наивных зрителей), хорошо работающая на идею: это не «энциклопедия русской жизни», а личная история с попыткой ее анализа.

Что не устроило. Как ни странно, получилось, что музыка отдельно, слова отдельно. Музыка прекрасная, но как бы уже знакомая и привязанная к другим темам и героям, потому с «Онегиным» связанная лишь иллюстративно, по-простому. Чайковский тоже отдельно — и это было моим главным разочарованием. Видимо, много смотрела спектаклей, где музыку писал Иван Кушнир, свободно обращающийся хоть с классикой, хоть с городским романсом, хоть с Исааком Дунаевским. Подозреваю, что хотелось того же — но от Айги.

В целом, впечатление от спектакля очень приятное, даже не отказалась бы от еще одного действия (не хватило), но… для насмотренных зрителей он простоват, а для наивных — наоборот, сложен. Хотя удовольствие получили и те, и те: одни, не стесняясь, записывали на телефоны музыку Айги, другие любовались на артистов. И все слушали великий текст Пушкина.

Кстати, по количеству и качеству цветов на поклонах стало понятно, почему цена билетов (до 8 тыс.) не отпугнула зрителей: зал был заполнен практически целиком.

Читать оригинальную запись