И мифом миф поправ

«Светлый путь. 19.17». Молочников Александр. МХТ им. Чехова. Реж. Молочников Александр. (премьера 02.11.2017).
Светлый путь; 5

Краткий курс истории ВКП(б) в комиксах. Молодое поколение осваивает советскую историю, упорядочивая мифы, через которую она их знает, и играя с этими мифами. Революция, Ленин, Троцкий, Крупская, Новый человек рабочий Макар – машина преобразований, война, Белых утопили в Черном, Старый мир — Балерина Вера женщина Макара, Союз старого и нового мира, оперный бас – осколок старого мира, последний он же философский пароход, Саша (Коллонтай) – еще одна машина преобразований с декретом о свободной любви, Поэт и Художник ищут место в новом мире, с новой властью, Колония «Чевенгур», мужики, кулаки, хлеба нет, счастья нет. «Человек с ружьем», «Светлый путь», «Цирк», «Ленин в Октябре», «Весна», «Чевенгур» Платонова, музыка из «Любовного настроения», «Поэма» Фибиха с отсылками к «Отелло» Някрошюса. «Все промелкнули перед нами, все побывали тут». Молочников до этого поставил два спектакля, оба по своей оригинальной драматургии – «19.14» как кабаре-воспоминания о Первой Мировой войне, и «Бунтари» о революционных мифах советской интеллигенции, со стебом про декабристов, Пушкина, народников. Драйва у него много, смысла меньше. Как и многие режиссеры, которые сами выстраивают драматургию своих спектаклей он попадает в ловушки даже не столько графоманства, текста мало, сколько смысломанства. «Светлый путь» получился более осмысленным чем «Бунтари». Нотки грусти о тупиковости светлого пути за всей стёбкакофонией придают еще какую-то эмоцию кроме насмешки. Молодым такое осмысление возможно вновь, как и клиповая лихость образов. Но тем, кто осваивал это и в подлинниках произведений, и в подлинниках жизни, и «Человека с ружьем», и «Чевенгура», добавляется немного в эмоциональный и интеллектуальный диалог про итоги светлого пути.

Читать оригинальную запись

Читайте также: