Театр личной памяти

Компания «Ex Machina» | Спектакль: 887

«887». Компания Ex Machina (Квебек, Канада). Реж. Робер Лепаж. (премьера 24.02.2015). Чеховский фестиваль 2017.
887; 10!!!

Шедевр от Робера Лепажа! Должен же быть хоть один шедевр за театральный сезон. Были в этом сезоне среди моих театральных походов очень хорошие спектакли, не обязательно премьерные и в основном не московские, но таких чтобы шедевр, который будешь потом вспоминать годами, всегда мало. Моноспектакль. Лепаж все играет сам, он отличный актер, очень тонкий, умеющий наполнять пространство сцены и тишины. И рассказывает он про себя. Это спектакль о личных воспоминаниях. Как всегда, в личной памяти смешивается все – детство, родители, франкофонский Квебек, борющийся за независимость в 1960-1970-х годах, осознание социальной иерархии, когда ты на ее нижних этажах, быт, соседи, жизнь дома, 887 – это номер дома, в котором он жил в детстве, начало карьеры, попытка осознать свое место в истории, оценить сделанное, актерская техника, актерская память, и еще раз память, память. Это спектакль о памяти, о личной памяти, о том, что в ней остается, как в ней все перемешивается, о том, что мы и есть наша память. Некоторыми темами про личную память он пересекается с другим шедевром Лепажа «Липсинком». «887» — это АвтоЛипсинк. Но там была большая многофигурная фреска на десять часов, а сейчас локальный спектакль только про жизнь одного человека. Но как часто личные мемуары бывают гораздо более захватывающим чтением, чем художественные романы, так и этот спектакль притягивает личной интонацией прожитого. Тема личной памяти давно привлекает Лепажа. Из этого всегда получается разговор о человеке и времени. Спектакль вроде бы прост, но он фантастически техничен, как это и бывает обычно у Лепажа. Как в умном современном городе на каждые сто метров пространства внутри сплошные инженерные коммуникации, обеспечивающие движение, связь, транспорт, рекламу, переход из одной среды в другую, из пешеходной в транспортную, из публичной в частную, так и в спектакле Лепажа на каждые пять минут действия есть филигранная работа современных технических возможностей, здесь и декорации трансформеры, и видеопроекции, и театр теней, и сочетание макетов и видео, и виртуальный альбом семейных фотографий. Трансформация мизансцен происходит мгновенно, создавая объемное действие, присутствие города и других людей, хотя на сцене всегда один человек. Именно поэтому это не творческая встреча со зрителями и мемуары со сцены знаменитого режиссера, а технически совершенный и до мелочей продуманный спектакль. Спектакль о памяти, который войдет уже в мою память, станет частью меня, моей истории.

Читать оригинальную запись

Читайте также: