«Внутренние пейзажи», компания Филиппа Жанти, Франция, реж. Филипп Жанти, Мэри Андервуд

Помню, когда Жанти впервые приехал — ну то есть впервые на моей памяти, так-то он бывал в СССР еще с 1970х — это было удивление на грани потрясения, я старался после представлений попадать на встречи с режиссером, хотя обычно избегаю подобных мероприятий. Со временем, конечно, многое приедается, техника и стилистика Жанти, при всей утонченности и изощренности, при виртуозности использования приемов — не исключение. А все равно — «Внутренние пейзажи» и увлекают, и веселят, и трогают. Их главный герой — оживший и освободившийся от управляющих нитей, обретающий самостоятельность человек-кукла. Поднявшись по волшебной лесенке к небесной дверце и пройдя сквозь нее, он отправляется в характерное для всех спектаклей Жанти «метафизическое путешествие» («одиссея для актеров и марионеток» — жанровый подзаголовок сочинения) внутрь своих воспоминаний и фантазий через постоянно трансформирующееся сценическое пространство.

Благодаря обнаруженной героем возле рампы вязаной шапочке всплывает по ассоциации видение из детства, материализуется образ матери, игры в снеговика, прерванной взрывами горных домиков; а затем встает и тень отца — силуэт на экране-заднике, продолженный развернутым по подиуму куском черной ткани. Появляется товарищ-двойник-соперник, сменяют друг друга причудливые фито-, зоо- и антропоморфные сущности, пустотелые солдаты-автоматчики, наэлектризованные морские звезды, полипы с человечьими головами; а также гротесковые, но все же соблазнительные женские фигуры-«сирены» — то пышнотелая, особенно что касается гигантских надувных бедер, то, напротив, вовсе безногая, но одним бюстом способная очаровать «морская лилия»; и, наконец, банда брутальных трансвеститов!

Конечно, театр Жанти очень «попсовый», он близок к эстрадному формату, к развлекательному шоу, а метафоры бессознательного порой тиражируются, переходят из одной постановки в другую, порождая эффект дежа вю (горящий домик, к примеру, появлялся еще в «Болилоке», кажется) — но нехитрые мысли, вложенные в спектакль, не теряют в мудрости и актуальности, а «картинка» не становится менее красивой. К тому же пусть у Жанти и используется вовсю видеопроекция, позволяющая менять фон с горного пейзажа, полыхающего после бомбежек, на безмятежное звездное небо с северным сиянием, однако упор делается все-таки на проверенный тряпично-фанерно-полиэтиленовый хенд-мейд, что делает зрелище в хорошем смысле по-старомодному приятным. Сказки Жанти, разыгранные на соединении традиционной пантомимы, «нового европейского цирка» и технологий кукольного театра под неизменно меланхоличную музыку Рене Обри — просты, но не глупы, милы, но не пошлы, красивы, но не слащавы, внешне игривы, ироничны и даже фривольны, но по сути печальны, вот и в финале на видео можно наблюдать, как падает воздушный шар, уносивший в небеса героя с обретенной спутницей.

Читать оригинальную запись

Читайте также: