О русской погоде и о любви по-русски

После того как над европейской частью России перестало светить солнце, наступила перманентная осень с серым небом и дождями, а после осени пришла вечная зима.

Николай Римский-Корсаков «Снегурочка» Большой театр, режиссёр Александр Титель, 2017

Весь портал сцены, парадное золото и бархат Большого затянуты белым, цветом снега и холода, занавес тоже белый. Берендея засыпана снегом, высота снежного покрова соизмерима с объёмом выпавших «осенью» дождей – несколько десятков метров, из снежной почвы торчат объекты, которые когда-то располагались высоко над землёй: в прологе – верхушки столбов высоковольтных линий, в первом акте – бетонный остов многоэтажного недостроя, во втором – дуга колеса обозрения с двумя самыми верхними кабинками. Засыпанные снегом берендеи мёрзнут, поверх телогреек и тулупов кутаются в пледы и одеялки, отогреваются возле железных бочек из-под солярки в которых разводят костры. Эти занятие и эти позы с протянутыми руками к светящимся в темноте раскалённым бочкам, выглядят очень по-русски, как и простенькие разнопёрые зимние берендейские одёжки.

В Берендее мудрый и справедливый царь, он проводит регулярные прямые линии/встречи с народом, поскольку дворец его тоже засыпан снегом, живёт он в железнодорожном вагончике, его охранники отогреваются у таких же костров в железных бочках. У царя есть преданный ему пресс-секретарь и помощник Бермята, и четыре громогласных СМИ-Бирюча, доносящих высокие решения до народа.

Царь, заметив в людях остуду и не видя в них горячности любовной, объявляет праздник любви, который должен спасти этот замерзающий край, это событие лишь форсирует развернувшуюся любовную интригу, а всё развёртывается и стремительно катится в потоке любовной стихии. Любовь рождается во взгляде и фиксируется поцелуем – эту простую истину демонстрирует любовный многоугольник Купава-Мизгирь-Снегурочка-Лель. Купава – простая девушка из посёлка, в коричневой юбке и синих рейтузах, пылкая, искренняя. То, что происходит с её парнем, Мизгирём, это не измена, это – любовь, другая любовь, стихия любви его разворачивает, а она не может это ни принять, ни понять, с челобитной жалобой на разлучницу доходит до царя, да разве тот может решить этот вопрос, тут всё решает сама любовь. В Купаве и в Снегурочке мы видим типовой ход женской судьбы – женщина может выбирать своего возлюбленного лишь среди тех, кто выбрал её. А выбор происходит во взгляде и закрепляется поцелуем. Любовный многоугольник, страсти внутри него, страдания и ликования – всё создано голосами суперсолистов Большого, среди которых особенно хочется выделить Ольгу Семенищеву, в её божественным лирическом сопрано бездна нежности, и он как будто создан для партии Снегурочки.

На празднике берендеи выкатывают две металлические конструкции, которые в праздничном апогее включаются, и оказывается, что это – Солнце. Любовь зажигает солнце, любовь своим теплом спасает мир. Осветив и обогрев Берендею, солнце направляет свои лучи в зрительный зал, согревать москвичей и россиян. Мощный берендейский хор поёт славу солнцу, Богу, любви и жизни! Этот спектакль, эта сказка, конечно, не о погоде, и не о климатических катаклизмах, а о любви, о любви счастливой и гибельной, о любви спасительной и судьбоносной, о любви несчастной и роковой, о стихии любви, о гибели в любви, и о спасении любовью.

Читать оригинальную запись

Читайте также: