Деметрий и Елена, Дмитрий и Аграфена

”КОМНАТА ШЕКСПИРА”, Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, СПб, 2016г. (10)

Тут сразу становиться хорошо, с первого же выхода в комнату женщины со стрелой (Амура) в спине. С самого начала всё так пронзительно, так ясно, так красиво, так точно по тексту и по тону.

Нелинейного бутусовского театра с парадоксами поначалу совсем нет (он все же будет, но позже). Есть последовательность красивейших сцен, красивейших мизансцен, черный фон, черные костюмы, контрастный боковой свет. Много музыки, цветов, снега, вина, крема. Много молодых голосов, молодых лиц, молодых тел (реалистически полуобнаженных и сновидчески обнаженных). Самую любвеобильную пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь» играет ансамбль молодых актеров бутусовского театра (выпускнинки курса Алексахиной 2014 года).

Здесь играют в карты (на раздевание), пробуют наркотические вещества, а Пак (Сергей Волков) ходит в очках Элтона Джона. И очень много и разнообразно любят (ухаживают, ревнуют, преследуют, обманывают). Люби, пока молодой, с возрастом запах цветов будет вызывать приступ астмы, а пьесы Шекспира толстовское брюзжание (у старшего поколения — Филатов, Новиков — несколько самоироничных выходов, все что осталось от низкого, простонародного слоя пьесы).

Любовь взаимная и любвь неразделенная, сладострастие, насилие, любовь карамазовская и даже любовь дельфинья. Осыпают цветами, лезут на стену, рубят топором дверь, лезут в окно, макают в торт, обливают водой.

Любовные дуэты, треугольники, четырехугольники, монологи о любви. Тезей и Ипполита, Деметрий и Елена, Дмитрий и Аграфена, Лизандр и Гермия, Оберон и Титания, Дмитрий и Катерина, Пирам и Фисба. Достоевский вплетен в пьесу Шекспира снайперски точно, пьеса о странностях любви, а в монологах Дмитрия Карамазова (Никита Волков) о запредельной страсти. Улыбки летней ночи и русский снег — полюса, разность потеницалов, напряжение электрического поля. И разряды сверкают в черной комнате.

В первой сцене — пустой черный резонатор с граммофоном-излучателем на столике, музыкальная комната. Комната магическая.

Театр это комната Шекспира — с четвертой стеной по линии рампы, с потолком из осветительных приборов и генераторов снега), в кулисах окна, по бокам динамики, задник отьезжает и превращает комнату в зал, пространство пульсирует. Камера обскура, устройство для показа снов о любви, для игры в любовь (театр именно для этого и предназначен в первую очередь). Самая вечная, беспрогрышная и самая простая тема и театру не стоит мудрить и грузить парадоксами, о любви можно играть совсем просто.

Когда после второго антракта начинается нелинейный театр, публика уже «куплена» и легко прощает разрыв сюжетной линии. Нелинейный театр тоже проходит на ура (концерт рок-группы «Пирам и Фисба», парный конферанс цитат о любви). Но в финале театр опять впадает в неслыханную простоту, как в ересь. Две возлюбленные пары сидят на лавочке и их засыпает густым театральным снегом. А может быть не холодными хлопьями снега, а лепестками белых цветов осыпают женихов и невест…

Читать оригинальную запись

Читайте также: