Падение царского режима

«Тартюф». Мольер Жан-Батист. Электротеатр Станиславский. Реж. Григорьян Филипп. (премьера 10.12.2016)
Тартюф; 10

«Тартюф» Мольера классический текст, который подвергался многим интерпретациям. Но Григорьян придумал и нашел в нем новые возможности. В его спектакле Оргон (Юрий Дуванов) – это Николай II, семья Оргона – семья Николая II, Эльмира (Ирина Гринева) – царица Александра, Дамис – царевич Алексей, вместо одной Марианны – четыре дочери царя, княжны, а Тартюф (Лера Горин) – это Распутин. И почти никаких изменений в тексте, все по Мольеру. Но этот текст лег на историю крушения царской семьи и страны, как будто про это и написан. Бесовское искушение, зло, вылезающее из преисподни (буквально из-под сцены), инфернальное и подлое зло, лицемерное и манипулирующее всеми – это Распутин. Оргон-Николай II – слабый человек, который не видит очевидного, не видит катастрофы, которая надвигается на его дом. Дарственная дома Тартюфу-Распутину – это отречение от дома, от царского дома, от власти. У этой истории нет хорошего конца. Николай-Оргон прозревает только тогда, когда Тартюф- Распутин уже совершил насилие над Эльмирой-Александрой. Но поздно, приставы (чекисты) отбирают дом, выгоняют и унижают хозяев. Потом приходит указ от короля (Deus ex machina), наказывающий Тартюфа и возвращающий все Оргону, но это выглядит уже как позднее признание истории. Я бы драматургически еще усилил этот конец и соединил указ от короля с перезахоронением останков царской семьи, но и так как в спектакле — уже ясно, что это спасение Оргона, и наказание Тартюфа не при жизни. Это потом. Слабость человека, слабость власти, обманываемых злым лицемерием. Это зло не имеет пределов, оно поглощает все. Это не только интересно содержательно придумано, но и изобразительно. Царские комнаты в середине зала, зрители, расположившиеся с двух сторон, видят, что происходит в это доме нараспашку, доме на ветру. Для каждой роли придумано еще много всякого. Старуха, мать Оргона, которая поклоняется Тартюфу, консервативная верующая в начале, в конце истории, звонящая из-за границы, и так и не понимающая что происходит. Дамис-Алексей, маленький царевич, с игрушечной сабелькой, слабый Гамлет, который не может ничему противостоять, жених Марианны – Валер, который объясняется и ссорится с сразу с четырьмя Марианнами, волевая и умная служанка Дорина (Елена Морозова) – единственная, которая пытается спасти царский дом, но безуспешно.

Это было завершение моего театрального триплета в этом сезоне про Распутина и Николая II. Балет, опера и теперь драматический спектакль. Драматическая версия, оказалась самой интересной. Тартюф-Распутин – событие театрального сезона.

Читать оригинальную запись

Читайте также: