Квазиверизм: сельская честь в Поволжье

«Леди Макбет Мценского уезда». Шостакович Дмитрий композитор. Самарский театр оперы и балета (Самара). Реж. Исаакян Георгий, дирижер Анисимов Александр. (премьера 20.05.2016). Золотая маска 2017
Леди Макбет Мценского уезда; 4

Фестиваль Золотая маска предоставил очередную попытку понять, есть ли в России оперная жизнь за пределами четырех городов (до недавнего времени пяти). Есть еще пять-семь мест, которые иногда подают голоса. В этот раз голос получился нестройный и робкий. Главная проблема это режиссура. Раз дощечка, два дощечка – будет русская деревня, раз куплетик, два куплетик – будет опера. Все ставится как бы очень натурально. Веристские устремления. Русская деревня, простая, простая в сценографии, вся дощатая, и очень плоская, вся в постоянно перемещающихся заборах. Мужики, бабы, народные костюмы. Но натуральность и достоверность тут же нарушается в мелочах. Катерина почему-то, начиная со сцены порки Сергея и дальше, появляется перед всеми в исподнем, мужики по ночам гуляют с замужними бабами, именно бабами, а не девками, судя по платкам. И таких недостоверных мелочей набирается полно. Все характеры такие же плоские, как и хозяйская изба на сцене. В ключевых сценах режиссер просто сбегает от обязанности их поставить. Так в первой постельной сцене Катерины и Сергея он просто выводит на сцену духовую часть оркестра, которая военным построением загораживает все действие, и придумывать ничего не надо. Духовой оркестр еще много раз будет бессмысленно выходить на сцену. Все играют заданное амплуа. С вокальным исполнением сложилось только у свекра Бориса Тимофеевича (Дмитрий Скориков). Ирина Крикунова (Екатерина) даже старается, но это не ее роль. Оркестр в начале был бесстрастен, но к концу собрался и осознал, что исполняет Шостаковича, но попутно заглушил певцов и местами разошелся с ними. Оперная жизнь за пределами четырех городов в России по-прежнему неустойчива.

Читать оригинальную запись