ноги прикованы к пьедесталу: «Счастливый принц» О.Уайльда в МТЮЗе, реж. Кама Гинкас

Только за последний месяц я посмотрел семь (семь!) премьерных репертуарных спектаклей, о которых не счел возможным высказываться публично — по разным причинам. Не все они одинаково плохи. Среди них есть и в своем роде добротные, что называется «крепкие» постановки, которые, однако, лично меня смущают либо категорически не устраивают выбором драматургического материала, предопределяющим результат в той или иной степени катастрофический вне зависимости от мастерства режиссера и актерских талантов — а особенно если мне удалось благодаря лояльности театров посмотреть эти вещи на дневных прогонах, то я, конечно, не могу позволить себе открыто судить о номинально «не готовых» спектаклях и выносить на люди свое неприятие данных опусов (больше мировоззренческое, хотя эстетической в значительной степени тоже). Случались и т.н. «честные неудачи» — опять-таки не захотелось мне по этому поводу портить отношения с достойными театрами, с уважаемыми режиссерами, с любимыми артистами. А где-то, наоборот, много почета было бы самовлюбленной бездари-режиссеру и театру, куда не ступала нога человека, публично упоминать об очередной халтурной поделке. Тем не менее премьер хватает, интересных, многообещающих а я посреди этой «страды» снова пошел на «Счастливого принца», при том что сравнительно недавно, в текущем году после долгого перерыва его уже пересматривал.

Но время от времени возникает желание, а вернее, необходимость увидеть что-то не просто любопытное, но выдающееся, причем с гарантией — и тогда я сам себе прописываю «гинкасотерапию», точно зная, что меня ждет на его спектаклях, которые видел не раз-не два. «Счастливый принц» для меня — особый случай, это не первая вещь Гинкаса, которую я увидел (первой была «К.И.» и с тех прошло уже двадцать лет, а ближе Гинкаса я для себя в театральном мире режиссера не обнаружил, хотя открытий сделал много), не наиболее характерный его спектакль (такой «гинкас-гинкас» — это, конечно, «Черный монах»), не самый стилистически безупречный (тут мало что может сравниться с аскетизмом «Пушкин. Дуэль. Смерть») и, понятно, не самый свежий (а из последних настоящий шедевр — «Кто боится Вирджинии Вулф?», который я за сравнительно короткий срок четыре раза посмотрел и готов снова идти), но именно на «Счастливого принца» я когда-то старался попадать в свой день рождения — делал себе подарок. Только в те времена еще не было звонящих мобильников и в целом как-то обстановка была поприличнее.

К сожалению, так же точно, как я уверен в художественном совершенстве постановки Гинкаса, я знаю заранее, что за публика будет на этих спектаклях в зале — и к «Счастливому принцу» это относится в первую очередь: зал большой, постановке много лет, билеты расходятся с трудом, зал наполняют такими отбросами, что туши свет. Сейчас я специально сел в первый ряд, хотя за прожекторами там и не всю сцену идеально видно, но по крайней мере нелюди тебя окружают не со всех сторон, а только с трех. Все равно какая-то колхозная скотина с внучонком у меня за спиной долго не могла отключить звонивший мобильник, но в сравнении с прошлом походом на «Принца» спектакль прошел все-таки лучше с этой точки зрения. Правда, что касается собственно действия — мне показалось, что Оксана Лагутина — по случаю своего дня рождения, что ли? — прибавила, прежде всего в первых сценах, где у нее есть реплики, лишнего надрыва, какой-то неуместной в этом беспощадном высказывании Гинкаса слезливости. Зато Арина Нестерова была еще прекраснее, чем всегда — виртуозное владение интонационными регистрами (а в роли Маленькой Ласточки требуется на одной фразе несколько раз переключаться из нарочитого сюсюканья в бесстрастность, от пафоса к эксцентрике и обратно), фантастическая микрохроматика эмоций. В общем, участники гениального спектакля снова метали бисер перед свиньями, чтобы в момент, когда над толпой дегенератов взмывают Принц и Ласточка при закрывающемся занавесе из первого ряда раздался диалог: «Что, антракт?-Не знаю…» Потом дети понесли Принцу цветы — на это я не мог смотреть и сбежал.

Читать оригинальную запись

Читайте также: