«12 подвигов Гагарина» в ЦИМе, реж. Олег Глушков

На «12 подвигов…» я собирался еще в прошлом сезоне, пока студенты Рыжакова не выпустились из Школы-студии МХАТ, даже записывался, но не дошел. А недавно побывал на «Современном концерте» с их же участием, оставившим меня в удрученном состоянии.

Теперь созданный на основе курса театральный коллектив носит название «Июльансамбля», а «12 подвигов Гагарина» выпускались под еще более претенциозным, но и, хочется думать, более самоироничным брендом «Московского королевского театра». Определение «спектакль-миф» тоже, надеюсь, не лишено самоиронии — увы, в самом спектакле юмора явно не хватает. Но все-таки «12 подвигов Гагарина» не угнетают так, как «Современный концерт», по задумке-то они вообще любопытные.

Космонавт Николай Гагарин (не дай бог назвать героя Юрием — гагаринские дочки со свету сживут, как это было с создателями фильма «Внук Гагарина», который в итоге пришлось переименовать и тем загубили не самый бесперспективный кинопроект…) побывал в космосе, там Некто сообщил ему половину кода, после чего жизнь Гагарина уже не могла быть прежней. Он поделился кодом с женой Ириной, а по недомыслию еще и с дублером Никодимовым, «номером вторым» в отряде космонавтов. Никодимов выдал Гагарина, и заодно увел у него жену. Гагарина подвергли общественному порицанию и прополоскали в прессе, но он сумел пробраться на космодром, сбежать на орбиту и там Некто открыл ему вторую часть кода, посредством которого Гагарин познал самого себя и вместе с собой все человечество. Благодарное человечество превознесло Гагарина, а у Никодимова с Ириной тоже все сложилось неплохо, но на грешной земле.

Пространное либретто написано куда более вычурно, чем звучит сюжет в кратком изложении — смею думать, что опять-таки не без иронии. Стилистика ретро-футуризма для студенческой (изначально) работы выдержана: на Гагарине (которого по ходу играют разные исполнители) оранжевый комбинезон и накладная борода; и в принципе идея, что Гагарин — это «человек как таковой», донесена даже с излишней доходчивостью; стеклянные «скафандры»; пляжные плавки в финале, где Никодимов с Ириной пьют дайкири на берегу — это все мило. Но за исключением как раз финального эпизода на пляже, что неприятно удивляет, идея крайне слабо реализована в пластике — и этого я от спектакля Глушкова не ожидал. Пускай не каждая его работа до сих пор была шедевром на уровне «Печальной истории одной пары», но «12 подвигов Гагарина» — это совсем никуда не годится.

Никаких ярких пластических решений, если собрать все движения и спрессовать до нормального ритма — минут на шесть максимум хватит, а они размазаны на час действия! Ну ладно на орбите, в космосе — но и в клубе за коктейлями, где Гагарин проболтался на свою беду Никодимову про «код», танцы невыразительные, словно сомнамбулические. Да и не танцы, такое и хореографией не назовешь. А уж сцены семейные, любовные, не говоря уже про совещание в «центре космических разработок» — тоска! И есть ощущение, что у ребят неважно обстоят дела со сцендвижением — при том что сегодняшние молодые драматические актеры танцуют, как правило, намного лучше, чем говорят… Впрочем, как говорят участники «Июльансамбля», я пока не слышал — видел только, как поют и пляшут, восторга не испытал. По-прежнему хотелось бы попасть на их спектакль в формате, сколько-нибудь близком к драматическому театру, и понять все-таки, что за курс, раз уж его в профессиональную труппу преобразовали.

3Д-очки не спасают и мало что дают — ну разве что в «космическом» прологе еще как-то срабатывают, а дальше я их просто снял, они мне мешали, я же хотел подробнее молодых артистов разглядеть, а от очков все равно толку мало — это скорее для понта, дать моде. Проще и забавнее, когда в клубе персонажи обматывают лица клейкой лентой, превращаясь — как бы под воздействием коктейлей — в карикатуры, шаржи; хотя коктейли, по собственному опыту знаю, не так уж страшны, не следует преувеличивать их отрицательное воздействие. А что касается сюжета «Гагарин летал, Бога видал» — то стоит иметь в виду, что это по нынешним временам не шутка, а реалии, подобно тому как «православная космонавтика» — не парадокс, не нонсенс, но тема для телепередач на канале «Культура».

"12 подвигов Гагарина", реж. Олег Глушков

Читать оригинальную запись

Читайте также: