Золушка по кличке Зола…

Продолжаем рассказывать о детских постановках театра "Практика". Хотя новая "Золушка" по пьесе Жоэля Помра — спектакль не совсем детский, или даже скорее взрослый. Но больше всего он будет интересен подросткам. Французский драматург и режиссер Жоэль Помра не в первый раз перекладывает сюжеты классических детских сказок на новый лад, находя в них новые психологические подтексты. Он успел поработать и над "Пиноккио" и над "Красной шапочкой", которых сам и ставил, в том числе и в "Практике". К сказке Шарля Перро он подошел с неожиданной стороны.

220314_0052
(фотографии предоставлены театром "Практика")

Все дети наверняка спрашивали родителей — почему у Золушки нет мамы? А самые внимательные замечали, что и Принц живет с одним отцом.  Жоэль Помра вывел на первый план то, о чем в сказке умалчивается. Не изжитая детская травма, связанная с потерей матери, калечит жизнь обоих героев. Золушка мучается комплексом вины за то, что в какой-то момент перестала думать о маме, и наказывает себя, соглашаясь на всю самую грязную работу по дому. А принц и вовсе не знает, что его матери больше нет на свете, и все ждет заветного телефонного звонка, хотя и догадывается, что ее путешествие уже слишком, неправдоподобно затянулось.

Как нетрудно догадаться, два одиночества встретятся и помогут друг другу проститься с прошлым, отпустить его и жить дальше…

220314_0110

В пересказе может показаться, что это очень грустная история. Отчасти так оно и есть. Но все же в пьесе Помра множество смешных деталей, оттеняющих трагичность происходящего. Чего стоит неумелая фея, которой так и не удается создать подходящее бальное платье. Или моложавая мачеха, вообразившая себя той самой прекрасной незнакомкой, вскружившей принцу голову. Или сам принц, который дарит Золушке на память свой модный конверс — вот вам и хрустальный башмачок…

220314_0113

В спектакле "Практики" юмора еще больше. Фею тут играет брутальный рыжебородый Алексей Розин. Актриса СТИ Катерина Васильева очень хороша в роли мягкой, вкрадчивой, но хищной мачехи. Ну а Надя Лумпова (выпускница курса Олега Кудряшова в РАТИ) с ее потрясающий органикой создает цельный и убедительный образ колючего, загнанного в угол, замкнутого подростка. Ее Зола — это смешная и нелепая угрюмая максималистка с всклокоченными волосами и огромным будильником на руке (чтобы каждые пять минут вспоминать о маме). Она совершенно не похожа на утонченную барышню из диснеевского мультфильма, зато любой подросток легко узнает в этом угловатом существе себя. Но этот "гадкий утенок" обладает внутренней силой и мудростью гораздо большей, чем у ее беспомощного отца, властной мачехи и даже бессмертной феи. И в конечном итоге она сама вытащит из ямы отчаяния себя и заодно того парня.

Отдельные слова тут надо сказать о режиссере Марфе Горвиц. Ученице Сергея Женовача одинаково удаются спектакли как для самых маленьких (см. "Сказки из маминой сумки"), так и притчи для современных тинейджеров. Для "Золушки" она нашла такой лаконичный и достаточно формальный сценический язык, который с одной стороны — идеально подходит стилю Помра, а с другой — не засушивает его текст. Если "Пиноккио" в его собственной постановке выглядел скорее красивой инсталляцией, то "Золушка" — это полнокровный, живой, ироничный и умный спектакль, с которым всю команду можно только поздравить.

Ближайшие показы — 7 и 8 апреля

Читать оригинальную запись

Читайте также: