Она в отсутствии режиссера и зрителя

«ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ», Е.Марчелли, ТЕАТР им.ВОЛКОВА, Ярославль, 2013г. (9)

О женской сущности, о женской душе театра. Дом Бернарды Альбы это театр. Театр-дом. Вот такая прозрачная аллегория, спектакль от начала до конца рожденный на кончике пера, в фантазии режиссера. От постановки на сцене такой спектакль может стать только хуже. В идеале его наверное могла бы сыграть труппа фламенко (с заслуженной звездой в роли матери семейства Бернарды). Трупа имеющаяся в наличии была не идеальна, не хватало темперамента и временами действие провисало, но и это обстоятельство режиссер учел и сумел обратить спектаклю на пользу. В такие моменты пауз и внезапных обрывов зрители опять и опять оказывались лицом к лицу с другим «действующим лицом», с пустым театральным залом. В роли театра, театральной оболочки, обиталища женской души выступили зал и сцена театра имени Маяковского. Места для зрителей находились на сцене, актеры играли на авансцене на фоне пустого зрительного зала, отреставрированного к недавнему юбилею. Классический театр – ярусы, колонны, канделябры, кресла, яркая красная обивка. Такой, каким зритель его никогда не видит. Режиссер поместил зрителя внутрь театра дома и показал ему душу театра изнутри.

В спектакле три действия.

Первое – экспозиция, демонстрация женской стихии, коллективной, хоровой. Завязка истории нешуточных страстей.

Второе – жизнь закулисья. Театр–дом населен труппой-семьей. Семья Бернарды Альбы состоит из женщин (мать, дочери, служанка). Театр – семейное, артельное дело. Это действие играют за столом, за приготовлением пельменей (таким образом испанская пьеса русифицирована). Женская стихия раскрывается в отсутствии мужчин. Между двумя мужчинами. Сразу после смерти отца семейства, непосредственно перед свадьбой старшей дочери. На самом деле в театральной труппе мужчины разумеется есть и они выходят на сцену, но показана мужская часть труппы иронично и саркастично. «Жнецы», о которых упомянуто в пьесе выходят на сцену в образе театральных манекенов – расфуфыренные и загримированные.

Третье действие – праздник театра, премьера. Наконец происходит встреча женского начала с желанным мужским и театральное пространство зрительного зала чудесным образом расцветает, как поле, яркими красными маками. Цветение недолгое, как и положено чуду.

Читать оригинальную запись

Читайте также: