«Тихий Дон» М.Шолохова, театр «Мастерская», СПб, реж. Григорий Козлов

Безумная фея смотрела накануне, ну то есть как смотрела — с третьей части убежала на «Ночь Гельвера», а потом прибежала обратно на четветую, и сумасшедший профессор ее осудил: сказал, что с такого гениального спектакля уходить нельзя ни в коем случае, что это даже круче Додина, но признал, однако, что первое действие слабее остальных. Я бы сказал, первое действие просто чудовищное, хотя я остался и на второе, только потом ушел, чтоб уже не возвращаться: прощайте, бабоньки, вот я и ослобонилась. А «круче Додина» — это какая-то сомнительная похвала, по моим понятиям уж точно. Хотя сравнение не лишено оснований: козловский «Тихий Дон» — это и в самом деле додин-лайт, но с усиленным псевдоэтнографическим элементом и сделанный, а главное, сыгранном на студенческом, если не ученическом уровне, ярко, но плоско и грубо. Не хочу обижать молодежь — ребята неплохие, и девочки симпатичные. Но почему они, для начала, так плохо говорят, их же сценречи учили, наверное? И с такой дикией еще южной говор изображать — вообще убийственно. А вот «старых песен о главном» могло быть поменьше. Первая часть попросту представляет из себя дивертисмент, за пестнями едва просматриваются интриги семейной саги. Некоторые эпизоды решены в откровенно фарсовом ключе, что, кстати, делает их забавными и на общем фоне выигрышными, но в сочетании с «песнями и плясками народов мира» они превращают инсценировку «Тихого Дона» в нечто наподобие «Свадьбы в Малиновке», по принципу «гуляй да пой, станичники», как сказал тонкий знаток казацкой душ А.Я.Розенбаум. Инсценировка, кстати, показательно традиционная — с отказом от авторского текста, с дописанными диалоговыми сценами. Мне кажется, совершенно излишне в прологе, где расказана предыстория семьи, связанная с появлением в станице пленной турчанки, с такими деталями, в лицах, разыгрывать все эти события — достаточно было бы кратко о них сказать. Зато в дальнейшем многие ключевые моменты фабулы проборматываются впроброс, за пением и танцами их едва слышно. Антураж — мостки над тазиком с водой, плетень и жерди — с одной стороны, а с другой — видеопроекция, примитивная и до крайности в этой обстановке а ля «баня, водка, гармонь и лосось» неуместная. Резкий крен из музычно-драматычного формата в семейно-психологическую драму после первого интервала меня против ожидания окончательно добил — было противно, а стало еще и скучно.

Читать оригинальную запись

Читайте также: